18 мая 2017 г. в рамках VII Петербургского Международного
Юридического Форума состоялась сессия «Антимонопольное регулирование глобальной
экономики: вызовы для региональных объединений». Участники сессии –
представители органов государственной власти, науки и бизнеса – обсудили влияние
транснациональных корпораций на состояние конкуренции на национальных рынках, ту
роль, которую в этом процессе играют антимонопольные органы и региональные
объединения, в том числе ЕС, БРИКС и ЕАЭС, а также способы
усовершенствовать их работу.
Модерировал сессию заместитель руководителя ФАС России Сергей
Пузыревский.
«Если в какой-то сфере картель пока не обнаружен, значит, ее
еще недостаточно глубоко изучили»
С ключевым докладом выступил статс-секретарь, заместитель
руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Он рассказал о трех инициативах антимонопольного
органа: Национальном плане развития конкуренции в РФ (далее – Нацплан),
законопроекте о тарифном регулировании и проекте Международной конвенции «О
борьбе с картелями».
По его словам, в подготовке Нацплана ведомство вышло на
финишную прямую. Докладчик также отметил, что уже согласованы с ФАС России
«дорожные карты» в здравоохранении, на рынке финансовых услуг и в социальной сфере.
Разработанный службой законопроект о тарифном регулировании согласуется
с ведомствами и обсуждается с естественными монополиями. Андрей Цариковский
подчеркнул, что необходимо провести отдельный форум, посвященный вопросам новой
тарифной политики.
В ближайшее время ведомство планирует презентовать проект Международной
конвенции «О борьбе с картелями», который сейчас обсуждается на площадках
ЕАЭС и СНГ.
Далее заместитель главы ФАС России рассказал о картелизации
российской экономики: «Если кто-то хочет побороться с картелями, он должен ехать
в Россию. Если в какой-то сфере картель пока не обнаружен, значит, ее еще
недостаточно глубоко изучили», – заявил он.
Выступающий отметил, что необходимо внести поправки в УК РФ
и Закон об оперативно-разыскной деятельности, предусматривающие:
- гармонизацию уголовного и конкурентного права, введение в УК
РФ общепринятого в мире запрета per se на картели;
- равные условия для освобождения от административной
ответственности юридических лиц и от уголовной ответственности – руководства
компаний;
- уголовную ответственность за манипулирование и сговоры на
торгах;
- возможность ФАС России получать результаты оперативно-разыскных
мероприятий.
Андрей Цариковский также рассказал о сотрудничестве в рамках
БРИКС и ЮНКТАД. В частности, в Москве на базе Сколково будет создан
Совместный проектный офис БРИКС, который займется координацией деятельности и предоставит
аналитическую поддержку совместных расследований конкурентных ведомств стран
БРИКС. А вместе с ЮНКТАД создается инструментарий по международному
сотрудничеству антимонопольных органов в противодействии ограничительным
деловым практикам транснациональных корпораций.
Региональные союзы – площадки для гармонизации и кооперации
Директор Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексей
Иванов выразил сомнение, что Международная конвенция «О борьбе с картелями»,
проект которой разработала ФАС России, будет принята. «Глобальные решения в
антитрасте – это иллюзия. Нужно действовать через региональные объединения,
которые могли бы навязывать определенную парадигму. Сегодня нет ничего, что
заставляло бы нас действовать определенным образом на глобальном уровне, –
заявил он. – Чтобы ускорить согласование своих сделок по слиянию, глобальные
корпорации сейчас идут в слабые правовые режимы». Докладчик особо подчеркнул,
что России нужно активизировать усилия по построению региональных союзов.
Старший партнер юридической фирмы АЛРУД Василий Рудомино рассуждал
о перспективах расследования нарушений антимонопольного законодательства в
рамках региональных объединений.
Как и Алексей Иванов, он скептически относится к принятию
Международной конвенции «О борьбе с картелями»: «Создание конвенции –
долгий и, скорее всего, невозможный проект. Но гармонизация национального
антимонопольного законодательства возможна. На мой взгляд, глобальные компании
в этом заинтересованы. Такие наднациональные объединения, как БРИКС, МСАП и
ЕАЭС, могли бы стать эффективной площадкой для выработки предложений по
гармонизации».
Василий Рудомино полагает, что надо создать рабочие группы
представителей антимонопольных органов, бизнеса и экспертов, которые находили
бы как экономические, так и политические компромиссы, преодолевали противоречия
в антимонопольной политике государств. По мнению докладчика, следует также принять
отраслевые кодексы добросовестных практик и модельные акты о конкуренции в
рамках национальных объединений, а региональные законодатели должны ориентироваться
на международные стандарты.
Выступающий рассказал о развитии методов регулирования
глобальных антимонопольных сделок. Различия в подходах приводят к тому, что
национальные органы принимают решения или заключают мировые соглашения на
противоречивых условиях. Одна из причин такой практики – недостаточный обмен
информацией между антимонопольными органами, что подрывает доверие к ним. Василий
Рудомино предлагает два шага в решении этой проблемы:
- расширить использование многосторонних консультаций
антимонопольных органов для обмена информацией и унификации подходов;
- заключать многосторонние мировые соглашения с вовлечением
антимонопольных органов из нескольких юрисдикций.
В заключение он подчеркнул, что «антимонопольное
законодательство должно развиваться ускоренно, чтобы не опаздывать за развитием
глобальной экономики».
Сергей Пузыревский назвал очень ценной идею докладчика о
заключении многосторонних мировых соглашений с участием антимонопольных органов
нескольких стран.
Руководитель Комиссии по конкуренции Южной Африки Бонакеле Тембинкоси поделился предложениями по работе альянса БРИКС и других региональных
объединений. Рассматривая дело о слиянии компаний на рынках производства семян хлопка
и гербицидов, антимонопольное ведомство Южной Африки столкнулось с тем, что
оценить последствия такого слияния невозможно без сотрудничества с регулирующими
органами других государств. Бонакеле Тембинкоси призвал страны БРИКС к усилению
координации.
Другой проблемой, по мнению докладчика, является слабый инструментарий
для оценки влияния слияний. В эти инструменты надо инвестировать. Представитель
антимонопольного органа Южной Африки считает особенно важным, чтобы ученые,
которые будут работать над этими проблемами, были из разных стран. «Они не
должны прилетать с Луны и рассказывать нам о лунных проблемах», – отметил он.
Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному
регулированию Евразийской экономической комиссии Марат Кусаинов рассказал об
итогах сотрудничества стран в рамках Договора о ЕАЭС. Последние достижения
интеграции – принятие общего Таможенного кодекса, единый рынок лекарств и
медицинских изделий, запуск зоны свободной торговли с Вьетнамом, выпуск так
называемой Белой книги о барьерах, которые предстоит преодолеть.
Докладчик остановился на двух делах в сфере конкуренции,
которые возбудила ЕЭК в 2017 г. Они касаются трансграничного рынка специальной
стали для трансформаторов и авиационных пассажирских перевозок по маршрутам из
Армении в другие страны. Комиссия следит за состоянием конкуренции и на других
рынках: автомобильных шин, легковых и грузовых автомобилей и запчастей к ним,
крафт-бумаги, железнодорожных шпал и др.
В заключение министр рассказал о задачах ЕЭК на ближайшие
два года. Среди них:
- расширение практики проведения расследований по инициативе Комиссии
на наиболее значимых транснациональных рынках;
- создание условий для дальнейшего снижения стоимости услуг
роуминга в ЕАЭС;
- совершенствование нормативной базы ЕАЭС с учетом
складывающейся практики, в том числе внедрение механизма добровольного
прекращения возможных нарушений без наложения штрафа (принятие потенциальными
нарушителями проконкурентных обязательств);
- углубление международного сотрудничества:
- создание международных рабочих групп;
- разработка и подписание соглашений о взаимодействии;
- развитие сотрудничества с ЮНКТАД, ОЭСР, Австрией, Китаем,
Бразилией и др.
Руководитель Конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер поделился
опытом работы с монополистами, отметив, что в его ведомстве трудится всего 40 человек,
но за последние пять лет они провели более 100 рейдов.
Свое внимание Теодор Таннер сосредоточил на новых видах
компаний и новом способе продвижения товаров, который характерен для платформ Uber,
Airbnb и Alibaba (так называемая уберизация). По его словам, чтобы отвечать на
новые вызовы, антимонопольным органам необходимо проводить совещания, выпускать
методические рекомендации по общим вопросам конкуренции и развивать комплаенс. Следует
также обеспечить независимость антимонопольных служб, наладить электронный
обмен информацией между ними и т. п. Особое значение он придает региональному
сотрудничеству, в том числе двустороннему, не только международному.
Вице-президент по правовым вопросам региона Восточная Европа
ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» Антон Рогачевский рассказал о различиях в
сфере госрегулирования в странах ЕАЭС. Он подчеркнул, что проконкурентное
поведение компаний должно коррелировать с прозрачной деятельностью регулятора.
Комиссионер Административного совета по экономической безопасности
Бразилии Александр Македо рассказал о сотрудничестве антимонопольного ведомства
этого государства с иностранными коллегами, в том числе на уровне БРИКС, при
проведении расследований в случаях антиконкурентного поведения, рыночных
злоупотреблений, нарушений при слияниях и поглощениях. Такое взаимодействие, по
словам докладчика, влияет на мировую среду конкуренции. С его точки зрения, в
этой области многое нужно усовершенствовать: работу по картелям, вопросы обмена
конфиденциальной информацией. Кроме того, разные органы в разных странах не
должны по-разному оценивать одно и то же поведение компаний.
Профессор Университетского колледжа Лондона, главный научный
сотрудник Института права и развития ВШЭ – Сколково Янис Лианос поделился
статистикой активности по слияниям и поглощениям и примерами роста концентрации
и глобальной консолидации для БРИКС. По его мнению, именно БРИКС будет играть
большую роль в изменении глобальных подходов. В качестве примера расследований,
затронувших разные страны БРИКС, Янис привел дела в отношении Google.
Модератор сессии заместитель руководителя ФАС России Сергей
Пузыревский обобщил итоги мероприятия, сделав три вывода:
- Необходима кооперация антимонопольных органов в
осуществлении антимонопольного контроля на глобальных рынках.
- Правовые конструкции должны следовать за изменяющимися
рынками. Существующие рынки совершенно новые с точки зрения информационного
обеспечения, это уникальные информационные платформы. Нужно подумать об
антимонопольных механизмах контроля за ними.
- Следует закрепить в международном праве основные принципы и
подходы антимонопольного регулирования (в рамках ООН или специализированных
учреждений этой организации).
Алёна Авраменко,
журнал «Конкуренция и право»
Фото: ТАСС