Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2017 г.
Четвертым антимонопольным пакетом Закон о защите
конкуренции был дополнен статьей, которая устанавливает порядок доступа к содержащим
коммерческую тайну материалам дела участвующих в нем лиц. Автор, изучив
новое правовое регулирование, приходит к выводу, что оно вызывает вопросы
и требует доработки.
Согласно статье 45.2 Закона о защите конкуренции лица,
участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства,
вправе знакомиться с заявлениями, возражениями, пояснениями и иными материалами,
представленными по инициативе лица, участвующего в деле, для
подтверждения наличия или отсутствия факта нарушения.
При этом сведения (документы), в отношении которых
установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела,
могут быть представлены для ознакомления участвующему в деле лицу с согласия
их обладателя и при условии принятия обязательства о неразглашении,
то есть под расписку.
Установлено, что режим коммерческой тайны может вводиться только
в отношении сведений и документов, которые предоставляются в материалы
дела по запросу или иному требованию антимонопольного органа. В отношении
же заявлений, возражений, пояснений и иных материалов,
предоставляемых по инициативе участника дела в письменной или устной
форме по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения, такой режим
не устанавливается.
Получается, что право участника дела на ознакомление с материалами
в полном объеме зависит от многих обстоятельств. И прежде всего
от того, будет ли получено согласие владельца конфиденциальной информации
на доступ к ней.
Оправданна ли статья 45.2 и в какой мере она
обеспечивает всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела? Ведь
именно в этом, как разъяснила антимонопольная служба (п. 19 письма
ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15), и состояла одна из целей
ее появления в Законе о защите конкуренции.
История вопроса
Раньше антимонопольные органы нередко ограничивали
участников дела в ознакомлении с его материалами, предоставленными иными
лицами в режиме коммерческой тайны. Это, как правило, мотивировалось ссылками
на статью 26 Закона о защите конкуренции, возлагающую на антимонопольный
орган обязанность соблюдать коммерческую тайну.
Вопрос о законности и обоснованности такого
ограничения порождал судебные споры. Результаты их рассмотрения не были
единообразными и не внесли определенности.
В частности, в ряде случаев суды исходили из того,
что право на ознакомление с материалами дела о нарушении
антимонопольного законодательства гарантировано статьей 43 Закона о защите
конкуренции без каких-либо изъятий. При этом они указывали на положения
части 2 статьи 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на ознакомление
с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права
и свободы. Такие выводы сделаны, например, в постановлениях 3-го ААС
от 11.04.2011 по делу № А33-16762/2010 и 11-го ААС от 19.12.2012 по делу
№ А65-7241/2012.
Соответственно, в статьях 26 и 43 Закона о защите
конкуренции нет положений, которые бы ограничивали вытекающее из статьи
24 Конституции РФ право на получение участником дела собираемой антимонопольными
органами информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Исходя из этого, суды указывали на невозможность ограничения такого
права ссылкой на статью 26 Закона. Позиция суда КС РФ не раз
подчеркивал, что ограничение права на ознакомление с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими права участника дела, может быть установлено на основании
ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исключительно федеральным законом
(Постановление от 18.02.2000 № 3-П; определения от 06.07.2000 № 191-О,
от 12.05.2003 № 173-О, от 18.11.2004 № 365-О, от 18.01.2005 № 39-О,
от 24.03.2005 № 151-О).
В других спорах суды признали положения статьи 26
Закона о защите конкуренции достаточными для ограничения предусмотренного статьей 43
Закона права при ознакомлении с материалами, предоставленными в режиме
коммерческой тайны.
Так, по делу № А40-7263/2011 ООО «УГМК-Холдинг»
суды указали, что норма части 1 статьи 26 является специальной по отношению
к общей норме статьи 43 и потому подлежит приоритетному применению,
так как направлена на защиту прав и законных интересов третьих лиц,
предоставивших составляющие коммерческую тайну сведения.
ООО «УГМК-Холдинг» направило в КС РФ заявление,
поставив вопрос о конституционности части 1 статьи 26 Закона о защите
конкуренции. Общество указало, что данная норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной
практикой, фактически упраздняет право лица, участвующего в антимонопольном
деле, на ознакомление с материалами, содержащими информацию, которая
составляет коммерческую и служебную тайну и получена антимонопольным органом
при осуществлении своих полномочий. Поэтому, по мнению заявителя, часть 1
статьи 26 Закона не соответствует статьям 24 (ч. 2), 45, 46 (ч. 1
и 2), 55 (ч. 3) и 56 (ч. 3) Конституции РФ.
К сожалению, эта попытка не внесла определенности.
Рассмотрев жалобу, КС РФ признал ее недопустимой ввиду того, что
в отношении заявителя дело было прекращено в связи с отсутствием
в его действиях нарушения антимонопольного законодательства (Определение от 21.12.2011
№ 1773-О-О).
По-видимому, необходимость устранить неопределенность,
порождавшую многочисленные споры, и стала одной из причин появления статьи
45.2 Закона о защите конкуренции.
Соответствие конституционным принципам
«Выполняя» требования части 3 статьи 55
Конституции РФ о надлежащем ограничении права федеральным законом,
норма статьи 45.2 Закона о защите конкуренции вызывает сомнения в ее соответствии
критерию, допускающему ограничение гражданских прав и свобод, – соразмерности
налагаемых ограничений конституционно признаваемым целям ее введения.
КС РФ неоднократно (постановления от 18.02.2000 № 3-П,
от 30.10.2003 № 15-П, от 22.03.2005 № 4-П и др.;
определения от 01.03.2001 № 49-О, от 08.12.2011 № 1624-О‑О, от 17.07.2014 № 1759-О и др.)
указывал, что:
– ограничение конституционных прав должно быть
необходимым и соразмерным конституционно признаваемым целям такого
ограничения;
– в тех случаях, когда конституционные нормы
позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может
осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само
существо того или иного права и приводило бы к утрате его
реального содержания;
– при допустимости ограничения того или иного права в соответствии
с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс
конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные,
а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;
– публичные интересы, перечисленные в статье 55
(ч. 3) Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод,
только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются
адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты
конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных
интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают
самого существа конституционного права, то есть не ограничивают пределов
и применения основного содержания соответствующих конституционных норм.
Другими словами, правовое регулирование вопроса о порядке
доступа лиц к материалам дела, содержащим коммерческую тайну, должно
учитывать конституционные принципы равенства и справедливости. Реализация
этих принципов весьма затруднительна, если участникам дела не дана
реальная возможность отстаивать свою позицию, оспаривать доводы других
участников, а также обжаловать принятые антимонопольным органом решения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными
законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства. При этом пунктом 6 статьи 10
Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
предусмотрено, что режим коммерческой тайны не может быть использован в целях,
противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства.
Представляется, что, защищая интересы «правообладателя»
коммерческой тайны, норма статьи 45.2 Закона о защите конкуренции не обеспечивает
баланса прав и законных интересов участников дела, допускает ситуации,
когда у кого-то из них – прежде всего у того, «против» кого
они будут использованы регулятором, – нет возможности защитить свои
интересы, представив квалифицированные возражения, пояснения и доказательства,
основанные на полном и всестороннем исследовании всех материалов
дела.
Как следствие, невозможность для участника квалифицированно возражать,
давать пояснения по существу дела, представлять доказательства может
рассматриваться как самостоятельное основание для признания решения
антимонопольного органа незаконным в силу нарушения публичного порядка его
принятия (постановления ФАС ПО от 01.04.2013 по делу № А65-7241/2012;
3-го ААС от 14.12.2011 по делу № А33-17861/2010).
Арбитражно-процессуальные аспекты
Отдельного внимания заслуживает вопрос, каким образом
сведения (документы), в отношении которых установлен режим коммерческой тайны,
будут использованы антимонопольным органом при подготовке и издании
(принятии) документов (актов) по делу. Составляющие коммерческую тайну
сведения также могут использоваться для анализа состояния конкуренции на товарном
рынке и написания по его результатам аналитического отчета.
К сведению
Согласно статье 41 Закона о защите конкуренции
к документам, принимаемым комиссией антимонопольного органа по делу,
относятся заключения об обстоятельствах дела, предупреждения, определения,
решения, предписания.
Должны ли такие документы изготавливаться в нескольких
вариантах? Один вариант с указанием сведений, составляющих коммерческую тайну,
доступный только антимонопольному органу и лицу, их предоставившему.
Другой – без указания таковых, доступный всем участникам дела.
Предположим, что антимонопольный орган поступит именно так[1]и что это законно и обоснованно (в чем есть сомнения). В чем
практический смысл такого подхода, учитывая, что АПК РФ при оспаривании принятого
антимонопольным органом решения, во-первых, обязывает доказать обстоятельства,
послужившие основанием этого решения (ст. 65, 200), во-вторых, не содержит
каких-либо ограничений для участников дела на ознакомление со всеми
его материалами (ст. 41)?
Согласно статье 41 АПК РФ лица, участвующие в деле,
имеют право:
– знакомиться с его материалами, делать выписки из них,
снимать копии;
– заявлять отводы;
– представлять доказательства и знакомиться с доказательствами,
представленными другими участниками дела, до начала судебного
разбирательства;
– участвовать в исследовании доказательств.
Требования процессуального закона опираются на статьи 7,
8 и 9 АПК РФ, которыми установлены основополагающие принципы осуществления
правосудия арбитражными судами: равенства всех перед законом и судом,
равноправия сторон и состязательности. В частности, этими нормами
предусмотрено, что арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту
прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, их равное
право на участие в исследовании доказательств, право знать об аргументах
друг друга до начала судебного разбирательства.
Поводом к ограничению прав на ознакомление с материалами
дела и доказательствами, на участие в исследовании доказательств
не может служить и то, что в них содержатся сведения,
составляющие государственную и (или) коммерческую тайну. В этом случае дело
рассматривается в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 11 АПК РФ),
а представитель лица, участвующего в деле, при ознакомлении с такими
материалами дает расписку (обязательство) о неразглашении (пп. 19,
23.3 и 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2016 № 61 «Об обеспечении
гласности в арбитражном процессе»).
Следовательно, если материалы, содержащие коммерческую
тайну, предоставлены только суду и при этом недоступны для ознакомления и исследования
всем участникам дела, антимонопольный орган утрачивает право ссылаться на них
в обоснование законности и обоснованности принятого решения. Иное
неизбежно означает незаконность решения как принятого с нарушением фундаментальных
принципов арбитражного судопроизводства. Это подтверждают и решения судов:
Определение КС РФ от 23.05.2006 № 189-О; Решение ВC РФ от 03.04.2007
№ ГКПИ07-04; постановления ФАС МО от 17.03.2005 по делу № КГ-А40/1465-05;
АС МО от 06.04.2015 по делу № А40-41729/2013.
Если же судебный спор рассмотрен в отсутствие
содержащих коммерческую тайну документов, послуживших основанием для принятого антимонопольным
органом решения, это неизбежно указывает на недоказанность обстоятельств,
исходя из которых это решение принято, а следовательно, на его
незаконность и необоснованность. Иное в такой ситуации означает
освобождение антимонопольного органа от возложенного на него
процессуальным законом бремени доказывания обстоятельств, на которых
основано принятое решение.
Предложенное статьей 45.2 Закона о защите
конкуренции правовое регулирование трудно признать совершенным. К сожалению,
эта норма, которая должна была устранить правовую неопределенность, наоборот,
все только усложнила и наверняка вызовет новые судебные дискуссии.
Остается надеяться, что ответы на поставленные вопросы даст судебная
практика или же ФАС России выпустит разъяснения.
Евгений Мушта,
ведущий юрист корпоративной практики
«Пепеляев Групп»
[1] Подобный подход был использован
ФАС России при принятии и изготовлении Решения от 14.10.2015
по делу № 1-10- 207/00-05-14 ПАО «Уралкалий». URL:
http://solutions.fas.gov.ru.