Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Тарифная политика: смена подходов
Тарифная политика: смена подходов

Тарифное регулирование в России ждут перемены. Меры по его оптимизации предусматривает разрабатываемый Указ Президента РФ об утверждении Национального плана развития конкуренции на 2017–2019 гг. Кроме того, пакет законодательных изменений готовит антимонопольное ведомство.


Среди прочего проект Указа предусматривает государственное регулирование цен (тарифов), основанное на безубыточности регулируемых организаций при снижении издержек и повышении эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе, а также недопустимость госрегулирования на товарных рынках в условиях конкуренции.

В соответствии с текущей редакцией Национального плана необходимо разработать и до 1 декабря 2017 г. внести в Госдуму законопроекты:

­  - о поэтапном прекращении государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности;

­  - закреплении права совета потребителей осуществлять общественный контроль при принятии решений по тарифам;

­  - определении основ государственных цен (тарифов) с использованием как приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного периода регулирования.

Сейчас нормативно-правовое регулирование разрозненное, нет четких и прозрачных процедур установления тарифов и рассмотрения споров. Эти проблемы можно решить только с помощью глобальных законодательных изменений. Во-первых, необходимо установить единые принципы и методы госрегулирования, порядок принятия тарифных решений, ясные правила взаимодействия органов тарифного регулирования на уровнях субъектов РФ и федеральном. Во-вторых, требуется устранить законодательные пробелы.

ФАС России разрабатывает проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – законопроект). В этом документе подробно описаны методы расчета регулируемых цен (тарифов) и другие значимые моменты, в отношении которых в законодательстве пока нет полной ясности. В частности, детально изложены процедура утверждения регулируемых цен (тарифов), полномочия и порядок работы органов тарифного регулирования на всех уровнях, а также процедура рассмотрения дел о нарушении законодательства в этой области, раскрытия информации, государственного контроля и т. п.

Но все же некоторые положения законопроекта вызывают вопросы. Так, не очень понятно, по каким критериям его разработчики выбирали сферы, в которых допустимо государственное регулирование – например, среди прочего в список вошли алмазное сырье, драгоценные камни, протезно-ортопедические изделия.

Кроме того, несмотря на указание в Национальном плане на планируемый перевод некоторых сфер из регулируемых в конкурентные, в законопроекте нет конкретных положений на этот счет. В связи с этим по аналогии с регулируемыми нужно выявить переходные сферы деятельности и указать хотя бы общие этапы и меры для осуществления такого перехода.

Законопроект также содержит положение о введении государственного регулирования в ответ на злоупотребление доминирующим положением, выраженное в установлении монопольно высокой цены или во вступлении в антиконкурентное соглашение. Такая мера, по нашему мнению, неоправданно жесткая, поскольку фактически дает ФАС России полномочия вводить государственное регулирование цен в отношении хозяйствующих субъектов, однократно нарушивших антимонопольное законодательство в указанной части.

Интересно, что если Национальный план предусматривает метод сопоставимых рынков в качестве приоритетного метода по установлению цен (тарифов), то законопроект склоняется к затратному, что более оправданно с экономической точки зрения. При этом в законопроекте подробно описаны виды расходов и то, как они должны учитываться, а это принципиально важно для реализации затратного метода. К тому же детальная регламентация видов расходов и их учета, возможно, упростит задачу ФАС России при рассмотрении дел об установлении монопольно высокой цены.

Внесены будут и поправки в КоАП РФ, предусматривающие дифференцированный подход к наказанию должностных лиц регулирующего органа за нарушение тарифного законодательства.


Обратите внимание

Поправки в КоАП РФ предусматривают для должностных лиц: 

  • за завышение тарифов – штраф до 50 тыс. руб., а за повторное нарушение – дисквалификация на срок до трех лет;
  • за нарушение правил принятия тарифных решений – штраф до 40 тыс. руб. 


Таким образом, разработка полноценного Федерального закона о едином тарифном регулировании, а также курс на снижение госрегулирования, увеличение прозрачности системы установления и применения тарифов, безусловно, положительно скажутся на конкуренции и ценообразовании. А появление детально продуманного законопроекта позволяет надеяться, что регулирование в тарифной сфере выйдет на новый качественный уровень. Тем не менее для наилучшего эффекта и устранения потенциальных неясностей и пробелов законопроект необходимо доработать.

Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»


31 марта 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.