1 января 2017 г. исполнилось два года с тех
пор, как начал функционировать Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС)
после вступления в силу соответствующего Договора 1. Благодаря
взаимной интеграции стран-участниц постепенно создаются единые рынки товаров и услуг.
При этом в сфере антимонопольного регулирования молодой альянс демонстрирует
курс на применение «мягкой силы».
За время существования ЕАЭС странами-участницами было создано
несколько единых рынков товаров и услуг. К примеру, уже действует единый
рынок услуг, состоящий из 43 секторов 2, перечень которых включает в себя
среди прочего различные строительные работы, услуги в инженерных областях,
в области розничной и оптовой торговли, услуги, относящиеся к сельскому
хозяйству, по организации развлечений, консультационные услуги различного
рода и т. д. 3
Недавно страны ЕАЭС одобрили создание общего фармацевтического
рынка. В формате единых союзных планируется запустить также следующие
рынки: электроэнергетический; газовый; нефти и нефтепродуктов; финансовый;
брокерских и дилерских услуг.
В рамках формирования регуляторной среды ЕАЭС необходимо
выделить разработку Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК,
Комиссия) трех кодексов добросовестных торговых практик: автомобильного,
фармацевтического и торговых сетей. Их статус пока непонятен, но можно
предположить, что они будут носить рекомендательный характер и отражать официальную
позицию регулятора (ЕЭК), как должны функционировать те рынки, которые они
затрагивают. По мнению представителей Комиссии, кодексы направлены на развитие
конкуренции и снижение нарушений ее общих правил, в том числе на создание
недискриминационных условий доступа на рынок ЕАЭС 4. Приветствуя развитие
инструментов саморегулирования в качестве норм мягкого права, надеемся,
что присоединившиеся к кодексам участники будут иметь четкие ориентиры добросовестного
поведения, следуя которым получат защиту от возможных претензий Комиссии.
С момента своего создания ЕЭК ведет активную работу по выявлению
и пресечению нарушений общих правил конкуренции на рынках ЕАЭС. Основные
нарушения, по которым Комиссия провела или проводит расследования,
касаются рынков авиационных перевозок, электротехнической стали,
электрооборудования, тротила, биологически активных добавок, молочных продуктов
и мяса птицы.
Наш практический опыт взаимодействия с ЕЭК показывает, что
расследования, как правило, проводятся посредством совещательных процедур, без возбуждения
дел о нарушении общих правил конкуренции. Благодаря такому мягкому подходу
при взаимодействии ЕЭК и компаниям удается выработать наиболее
прозрачные и добросовестные практики поведения на рынке, что отвечает
целям регулирования и интересам хозяйствующих субъектов.
За два года страны-участницы ЕАЭС постарались создать
условия для формирования общих рынков товаров и услуг. Если взятый курс
продолжится, это позволит снизить рыночные барьеры между членами Союза и будет
способствовать честной конкуренции на единых рынках.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
1 Договор о ЕАЭС подписан в Астане 29 мая
2014 г., ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.
2 См.: Министр ЕЭК Тимур Сулейменов: «Финансовая
интеграция будет способствовать большей устойчивости рынков к кризисным
явлениям за счет роста их объемов, глубины и ликвидности» // Сайт
Евразийской экономической комиссии. 24.10.2016.
3 См.: Решение Высшего Евразийского экономического совета
от 23.12.2014 № 110 «Об утверждении перечня секторов
(подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг
в рамках Евразийского экономического союза».
4 См.: ЕЭК обеспечивает предприятиям Евразийского
экономического союза равные рыночные условия // Сайт
Евразийской экономической комиссии. 10.11.2016.