Последний год не утихают споры о необходимости
защитить российские интернет-магазины, на товары которых стремительно снижается
спрос в отличие от товаров иностранных игроков с более низкими
ценами. Однако вопросы, смогут ли предложенные меры уравнять условия
конкуренции между российскими и иностранными участниками рынка и какую
роль играет ФАС России в обсуждении этой проблемы, остаются открытыми.
Не секрет, что увеличение спроса на товары в иностранных
интернет-магазинах (в особенности китайских) обусловлено в первую
очередь значительной разницей в их цене по сравнению с ценой на те же
товары, предлагаемой российским сегментом торговли в Сети.
Эта проблема обсуждалась на первом российском форуме
«Интернет Экономика» в конце 2015 г. По итогам дискуссии
Президент РФ поручил ФАС России совместно с другими заинтересованными
ведомствами и АНО «Институт развития Интернета» до 1 сентября
2016 г. представить предложения по внесению изменений в налоговое
законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения
деятельности российскими компаниями с использованием сети «Интернет».
Представители Ассоциации компаний интернет-торговли (далее –
АКИТ), выдвинувшие предложение о введении НДС на товары,
приобретаемые у зарубежных игроков, указывают на то, что российский
сегмент не в состоянии конкурировать с иностранцами, которые в отличие
от отечественных интернет-магазинов освобождены от уплаты ряда
налогов и сборов. Это и обусловливает значительную разницу в цене
на сопоставимую продукцию. В свою очередь потребитель выбирает
иностранный сегмент. Представители АКИТ в поддержку своей инициативы также
указывают на то, что введение налога повлечет существенное увеличение
поступлений в российский бюджет, что положительно скажется на экономике
страны.
К разработке мер по созданию равных условий для конкуренции
российских и иностранных интернет-магазинов привлечена ФАС России. Поручение
Президента РФ реализуется в рамках обсуждений как в антимонопольном
ведомстве на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в области
информационных технологий, так и на различных форумах[1]и в рабочих группах[2].
Тем не менее остается неясным, входит ли этот
вопрос в компетенцию ФАС России, притом что данное нововведение напрямую
затрагивает налоговое регулирование, а не сферу антимонопольного
контроля.
С учетом текущей правоприменительной практики
антимонопольного ведомства можно предположить, что ФАС России может
квалифицировать неуплату налогов и сборов иностранными интернет-магазинами
как недобросовестную конкуренцию, выраженную в достижении
преимущества зарубежными участниками рынка перед российскими. Однако такая
квалификация действий иностранных интернет-магазинов представляется сомнительной.
На практике решения антимонопольных органов об установлении
недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении налогового
законодательства, крайне немногочисленны, а также успешно оспорены ответчиками
в судах[3].
По мнению судов, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта
как недобросовестную конкуренцию, недостаточно установить лишь один
элемент состава этого правонарушения – противоречие законодательству. Необходимо
доказать наличие и других обязательных элементов, в том числе конкретные
преимущества, полученные хозяйствующим субъектом в результате
недобросовестной конкуренции, а также их направленность на незаконное
получение преимуществ в ущерб конкурентам.
В противном случае любое нарушение каких-либо
законодательных требований потенциально можно считать актом недобросовестной
конкуренции, поскольку по такой логике недобросовестный субъект всегда
будет в более выгодном положении по сравнению с добросовестным. Этот
подход, на наш взгляд, абсолютно нелогичный и неоправданно расширяет
полномочия ФАС России в части рассмотрения вопросов, выходящих за пределы
ее компетенции.
Скорее всего, инициатива АКИТ не приведет к положительным
изменениям в сфере интернет-торговли по нескольким причинам. Во-первых,
введение НДС для иностранных игроков вряд ли увеличит цену на товары
настолько, что она станет сопоставимой с ценой в российском сегменте
рынка. Во-вторых, сам способ решения проблемы представляется неверным. Для создания
справедливой конкуренции российским интернет-магазинам следует не просить
государство принудительно уравнять цены, а поставлять товары, которые
могли бы успешно конкурировать по цене и качеству с иностранными.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
«Конкуренция и право»
[1] Например, на форуме
«Интернет+Торговля», прошедшем в конце июня 2016 г.
[2] В частности,
в рабочей группе в Совете Федерации, подготовившей проект «дорожной
карты» по развитию интернет-торговли.
[3] См., например:
Постановление ФАС ВСО от 26 июля 2013 г. по делу № А78-6793/2012.