Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Равенство в Сети: меры по защите российских...
Равенство в Сети: меры по защите российских интернет-магазинов

Последний год не утихают споры о необходимости защитить российские интернет-магазины, на товары которых стремительно снижается спрос в отличие от товаров иностранных игроков с более низкими ценами. Однако вопросы, смогут ли предложенные меры уравнять условия конкуренции между российскими и иностранными участниками рынка и какую роль играет ФАС России в обсуждении этой проблемы, остаются открытыми.

 

Не секрет, что увеличение спроса на товары в иностранных интернет-магазинах (в особенности китайских) обусловлено в первую очередь значительной разницей в их цене по сравнению с ценой на те же товары, предлагаемой российским сегментом торговли в Сети.

Эта проблема обсуждалась на первом российском форуме «Интернет Экономика» в конце 2015 г. По итогам дискуссии Президент РФ поручил ФАС России совместно с другими заинтересованными ведомствами и АНО «Институт развития Интернета» до 1 сентября 2016 г. представить предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими компаниями с использованием сети «Интернет».

Представители Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ), выдвинувшие предложение о введении НДС на товары, приобретаемые у зарубежных игроков, указывают на то, что российский сегмент не в состоянии конкурировать с иностранцами, которые в отличие от отечественных интернет-магазинов освобождены от уплаты ряда налогов и сборов. Это и обусловливает значительную разницу в цене на сопоставимую продукцию. В свою очередь потребитель выбирает иностранный сегмент. Представители АКИТ в поддержку своей инициативы также указывают на то, что введение налога повлечет существенное увеличение поступлений в российский бюджет, что положительно скажется на экономике страны.

К разработке мер по созданию равных условий для конкуренции российских и иностранных интернет-магазинов привлечена ФАС России. Поручение Президента РФ реализуется в рамках обсуждений как в антимонопольном ведомстве на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий, так и на различных форумах[1]и в рабочих группах[2].

Тем не менее остается неясным, входит ли этот вопрос в компетенцию ФАС России, притом что данное нововведение напрямую затрагивает налоговое регулирование, а не сферу антимонопольного контроля.

С учетом текущей правоприменительной практики антимонопольного ведомства можно предположить, что ФАС России может квалифицировать неуплату налогов и сборов иностранными интернет-магазинами как недобросовестную конкуренцию, выраженную в достижении преимущества зарубежными участниками рынка перед российскими. Однако такая квалификация действий иностранных интернет-магазинов представляется сомнительной.

На практике решения антимонопольных органов об установлении недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении налогового законодательства, крайне немногочисленны, а также успешно оспорены ответчиками в судах[3]. По мнению судов, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию, недостаточно установить лишь один элемент состава этого правонарушения – противоречие законодательству. Необходимо доказать наличие и других обязательных элементов, в том числе конкретные преимущества, полученные хозяйствующим субъектом в результате недобросовестной конкуренции, а также их направленность на незаконное получение преимуществ в ущерб конкурентам.

В противном случае любое нарушение каких-либо законодательных требований потенциально можно считать актом недобросовестной конкуренции, поскольку по такой логике недобросовестный субъект всегда будет в более выгодном положении по сравнению с добросовестным. Этот подход, на наш взгляд, абсолютно нелогичный и неоправданно расширяет полномочия ФАС России в части рассмотрения вопросов, выходящих за пределы ее компетенции.

Скорее всего, инициатива АКИТ не приведет к положительным изменениям в сфере интернет-торговли по нескольким причинам. Во-первых, введение НДС для иностранных игроков вряд ли увеличит цену на товары настолько, что она станет сопоставимой с ценой в российском сегменте рынка. Во-вторых, сам способ решения проблемы представляется неверным. Для создания справедливой конкуренции российским интернет-магазинам следует не просить государство принудительно уравнять цены, а поставлять товары, которые могли бы успешно конкурировать по цене и качеству с иностранными.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

«Конкуренция и право»



[1] Например, на форуме «Интернет+Торговля», прошедшем в конце июня 2016 г.

[2] В частности, в рабочей группе в Совете Федерации, подготовившей проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли.

[3] См., например: Постановление ФАС ВСО от 26 июля 2013 г. по делу № А78-6793/2012.


14 сентября 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.