Об этом журналу «Конкуренция и право» рассказал один из кураторов
рабочей группы по подготовке разъяснений Алексей Костоваров:
«Полностью согласен с общей концепцией разъяснений:
открытость антимонопольного регулирования и правоприменения идет на пользу
бизнесу, позволяет заранее оценить риски, а разъяснения как раз и направлены
на создание такой прозрачности.
Кроме того, они играют ключевую роль и в выстроенном
четвертым антимонопольным пакетом механизме обеспечения единообразия
правоприменения – для территориальных органов готовятся определенные
инструкции (разъяснения) и обеспечивается их исполнение посредством
пересмотра решений, нарушающих их. Эффективность этого механизма наглядно
продемонстрировала практика ВАС РФ.
Запрос на разъяснения довольно велик, что проявляется в работе
группы, которую курирую.
В настоящее время рабочая группа трудится над разъяснениями
по вопросам применения ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно:
что понимать под злоупотреблением доминирующим положением, какие
последствия оно влечет, как и в каком порядке выдается
предупреждение, каковы критерии допустимости поведения лица, занимающего
доминирующего положение?
Первый проект будет представлен для обсуждения в июне
и, думаю, уже в этом году вынесен на обсуждение Президиума ФАС
России.
Помимо вопросов применения ст. 10 Закона о защите
конкуренции требуют более детальной проработки уже имеющиеся разъяснения ФАС
России, особенно по недопустимым соглашениям и согласованным
действиям, поскольку в текущей редакции они могут рассматриваться только
как базис для дальнейшей работы. Необходимы разъяснения по процедуре
рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, по торгам
и недобросовестной конкуренции.
Однако дальнейшие шаги, представляется, должны определяться исходя
из результатов первого опыта подготовки разъяснений.
Будем надеяться, что в конечном варианте получатся
действительно эффективно работающие документы, которые сведут к минимуму
недопонимания между антимонопольным органом и хозяйствующими
субъектами».