Президиум ФАС России утвердил целый ряд разъяснений по вопросам
применения законодательства о защите конкуренции. Ценность и практическая
польза таких актов как для участников рынка, так и для территориальных
управлений антимонопольной службы несомненна. Однако с правовой точки
зрения важно определиться в вопросе статуса рекомендаций, писем и других
подобных актов разъясняющего характера, издаваемых федеральным ведомством.
На страницах журнала эта тема уже затрагивалась[1]. Нельзя не отметить,
что при подготовке четвертого антимонопольного пакета замечания и предложения
авторов были учтены, в том числе в вопросе о правовом статусе
Президиума ФАС России и издаваемых им актов (ч. 3 и 4 ст. 23
Закона о защите конкуренции[2]).
Тем не менее, поскольку не все разъяснения могут
устроить компании, следует рассмотреть вопрос о возможности оспаривания
утвержденных Президиумом ФАС России разъяснений в суде на предмет
законности.
С 17 марта 2016 г. порядок оспаривания акта,
содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными
свойствами, определен ст. 217.1 КАС РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 3 этой статьи при рассмотрении
административного дела об оспаривании акта официального толкования суд
выясняет, обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, то есть свойствами,
позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного
предписания в отношении неопределенного круга лиц.
Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал,
что при рассмотрении дел об оспаривании актов федеральных органов
исполнительной власти, в которых даются письменные разъяснения по вопросам
применения налогового законодательства, «суды не вправе ограничиваться формальным
установлением того, кому адресован оспариваемый акт, а обязаны выяснить,
затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам о налогах
и сборах, и в каждом конкретном случае должны реально обеспечить
эффективное восстановление нарушенных прав»[3].
В Постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П
он отметил, что письма ФНС России «адресованы непосредственно налоговым органам
и должностным лицам, применяющим соответствующие законоположения. Обязательность
содержащихся в них разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Вместе с тем – поскольку в силу принципа ведомственной
субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками
руководствоваться исходящими от Федеральной налоговой службы разъяснениями
норм налогового законодательства – такие акты опосредованно, через правоприменительную
деятельность должностных лиц налоговых органов, приобретают, по сути,
обязательный характер и для неопределенного круга
налогоплательщиков».
Данные подходы вполне применимы и к системе
антимонопольных органов в Российской Федерации. Поэтому можно сделать
вывод, что утверждаемые Президиумом ФАС России разъяснения носят нормативный
характер и могут оспариваться в Верховном Суде РФ.
Подтверждением этому служит прежняя практика Высшего Арбитражного Суда РФ,
например его решения от 29 декабря 2010 г. № ВАС-13888/10,
от 29 марта 2012 г. № ВАС-16112/11.
Вадим Зарипов,
руководитель аналитической службы
компании «Пепеляев Групп»
[1] См.: Петров Д. Решения
Президиума ФАС России: предписание или пожелание? // Конкуренция и право.
2013. № 1; Зарипов В. Решения – разъяснения? // Там же.
[2] Федеральный закон
от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[3] См.: Постановление КС РФ от 31 марта
2015 г. № 6-П; определения КС РФ от 3 апреля 2007 г.
№ 363-О-О; от 20 октября 2005 г. № 442-О; от 5 ноября
2002 г. № 319-О.