Проблема обжалования актов, содержащих разъяснения
действующего законодательства, имеет долгую историю. 31 марта 2015 г.
КС РФ в Постановлении № 6-П по жалобе АО «Газпром нефть»
сформулировал ряд важных правовых позиций о судебном контроле над актами,
содержащими разъяснения законодательства. Эти правовые позиции имеют универсальный
характер, и в полной мере применимы к соответствующим актам ФАС
России.
Исходя из правовых позиций КС РФ, можно сделать несколько
выводов.
Вывод 1. Акты ФАС России, содержащие разъяснения
законодательства о защите конкуренции, рекламе, торговле и т.д.,
адресованные территориальным органам, опосредованно – через правоприменительную
деятельность этих органов – приобретают, по сути, обязательный
характер и для неопределенного круга хозяйствующих субъектов, находящихся
в регулируемых разъясняемой нормой правоотношениях. Иными словами, оказывают
общерегулирующее воздействие и обладают нормативными свойствами.
Отсюда следует, что они могут обжаловаться порядке гл. 21
КАС РФ и к ним не применим п. 2 ч. 5 ст. 217.1
этого Кодекса. Суд не вправе отказать в удовлетворении требования о признании
соответствующих актов недействующими по мотиву того, что они не обладают
нормативными свойствами.
Вывод 2. Сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях,
регулируемых нормой законодательства, в отношении которой принят оказывающий
общерегулирующее воздействие акт с разъяснениями, уже дает этому лицу
право обжаловать такой акт в суде, не дожидаясь принятия на его
основе негативных для лица правоприменительных решений.
Отсюда следует, что любой хозяйствующий субъект, находящийся
в правоотношениях, регулируемых разъясняемой ФАС России нормой
законодательства, вправе оспорить акт с соответствующими разъяснениями по правилам
гл. 21 КАС РФ, не дожидаясь принятия территориальным органом
негативных решений, основанных на этих разъяснениях.
Вывод 3. Суд обязан признать акт с разъяснениями законодательства
недействующим, если разъяснения отклоняются от действительной воли законодателя
и влекут изменения правового регулирования соотвествующих правоотношений. Отсюда
следует, что разъяснения ФАС России не должны выходить за рамки
адекватного истолкования (интерпретации) нормы закона и не должны
влечь изменения правового регулирования. В противном случае суд обязан будет
признать их недействующими.
Игорь Цветков,
профессор кафедры коммерческого права
МГУ им. М.В.Ломоносова