Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  ВС РФ: обзор судебной практики
ВС РФ: обзор судебной практики

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2016 г.


16 марта 2016 г. Президиум ВС РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (далее – Обзор). Цель принятия этого документа – обеспечить единообразный подход к разрешению арбитражными судами и судами общей юрисдикции дел, связанных с применением отдельных положений Закона о защите конкуренции[1], а также дел об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства. Фактически ВС РФ обобщил подходы, сложившиеся в правоприменительной практике судов в период с 2012 по 2015 г. Предполагается, что суды в дальнейшем будут эффективнее рассматривать споры в указанной сфере, руководствуясь положениями Обзора во взаимосвязи. Проанализируем наиболее интересные с точки зрения правоприменительной практики тезисы.

 

1. Акт проверки не подлежит обжалованию.

Верховный Суд РФ указал, что акт проверки, составленный антимонопольным органом, сам по себе не устанавливает никаких прав и (или) обязанностей и именно поэтому не может быть обжалован в суде. Этот документ действительно выполняет лишь описательную функцию, имеет объективный характер и не содержит обязательного для исполнения требования.


2. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки может быть оспорен в суде.

Верховный Суд РФ привел описание дела[2]о признании приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки недействительным как вынесенного за пределами его полномочий.

Руководителем антимонопольного органа был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения управлением Федеральной службы судебных приставов требований ст. 16 Закона о защите конкуренции в рамках возбужденного исполнительного производства по исполнению определения арбитражного суда о принятии обеспечительных мер. Приказом были предусмотрены проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации.

В ходе рассмотрения дела Суд установил, что полномочия антимонопольного органа по проведению проверок ограничены необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, которые в данной ситуации не распространялись на проверяемое лицо. При этом отметил, что исполнительное производство не могло быть проверено на предмет соответствия Закону, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов, правом на пересмотр которых антимонопольный орган не наделен. Суд сделал вывод, что контролирующий орган при издании приказа о проведении проверки вышел за пределы своих полномочий, следовательно, оспариваемый документ недействителен.

Позиция ВС РФ, безусловно, имеет положительное значение для бизнеса.

Во-первых, Суд признал, что издание приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки является предметом судебного контроля. Такой контроль служит эффективным инструментом воздействия на ФАС России на этапе проведения проверки и позволит компаниям не дожидаться, пока регулятор примет иные устанавливающие права и обязанности акты (например, предупреждение или решение по делу), для того, чтобы оспорить его позицию в суде.

Во-вторых, Суд указал, что реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований. Это означает, что компетенция ФАС России охватывает только отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и не распространяется за их пределы.


3. Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в суде.

Верховный Суд РФ указал в Обзоре доводы судов, которые приводятся при обосновании возможности обжалования предупреждения антимонопольного органа. Так, по мнению Президиума ВС РФ, предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта, так как принимается уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на Общество обязанность и влияющее тем самым на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.

При этом судьи подчеркивают, что при обжаловании предупреждения регулятора суды не могут устанавливать сам факт наличия или отсутствия нарушения и должны ограничиваться лишь проверкой наличия признаков такого нарушения как основания для вынесения предупреждения. Признаками могут быть, например, доминирующее положение хозяйствующего субъекта или факт отказа конкретным лицам в заключении договора.

Безусловно, такая позиция Верховного Суда РФ логична. Предупреждения ФАС России, как правило, содержат требования, жестко регулирующие хозяйственную деятельность лица, которому оно выдается (например, требование заключить договор с конкретными юридическими или физическими лицами на определенных условиях). При их невыполнении регулятор принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что также влечет негативные последствия для организации. Однако выполнение предупреждения будет означать признание факта совершения Обществом нарушения законодательства о защите конкуренции и, как правило, изменение схем ведения бизнеса, что в свою очередь может повлиять на эффективность деятельности организации в целом. Таким образом, предупреждения антимонопольного органа возлагают на хозяйствующих субъектов определенные обязанности и влияют на их права в сфере предпринимательской деятельности. Эти критерии отвечают признакам ненормативных правовых актов, которые могут быть обжалованы в суде в соответствии со ст. 198 АПК РФ.


4. Запрос контролирующего органа о представлении необходимой информации, документов, объяснений по возбужденному делу о нарушении антимонопольного законодательства признается мотивированным при указании в нем на процессуальный повод истребования информации, нормативно-правовое основание ее истребования и положение Закона о защите конкуренции, которое, по мнению регулятора, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом.

Общество отказалось представить запрашиваемые антимонопольной службой документы и информацию, поскольку в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции требование (запрос) контролирующего органа должно быть мотивированным. По мнению организации, наличие в запросе общей формулировки со ссылкой на полномочия регулятора с указанием номера дела и положения Закона о защите конкуренции, которое, с точки зрения антимонопольного органа, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом, недостаточно. Общество было привлечено к административной ответственности за непредставление запрашиваемых документов и информации постановлением регулятора, которое было обжаловано в суде.

Суды, отказывая в удовлетворении жалобы, отметили, что запрос, содержащий указание на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации (их относимость и взаимосвязанность с предполагаемым нарушением антимонопольного законодательства), на процессуальный повод истребования информации (например, ссылку на конкретное дело), нормативно-правовое обоснование (ст. 25 Закона о защите конкуренции) и положение Закона, которое, по мнению контролирующего органа, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом, является мотивированным.

Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ, запрос не должен раскрывать конкретные вопросы, возникшие у антимонопольного органа, либо цели и обстоятельства проводимых проверок.

В целом Обзор представляет собой обобщение и комплексное закрепление существующей практики арбитражных судов по делам о защите конкуренции и не содержит новых положений. Однако систематизация сложившихся позиций судов позволит повысить качество рассмотрения дел, а также разъяснить субъектам правоотношений их права и обязанности во взаимосвязи друг с другом.

 

Елена Соколовская,

руководитель группы

антимонопольного регулирования

компании «Пепеляев Групп» 


Карин Овакимян,

юрист компании «Пепеляев Групп» 

 

 



[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон).

[2] Определение ВС РФ от 25 января 2016 г. № 309-КГ15-12011 по делу № А50-19906/2014.


25 марта 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.