
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2016 г.
16 марта
2016 г. Президиум ВС РФ утвердил Обзор по вопросам судебной
практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции
и дел об административных правонарушениях в указанной сфере
(далее – Обзор). Цель принятия этого документа – обеспечить
единообразный подход к разрешению арбитражными судами и судами общей
юрисдикции дел, связанных с применением отдельных положений Закона
о защите конкуренции[1],
а также дел об административных правонарушениях в области
антимонопольного законодательства. Фактически ВС РФ обобщил подходы,
сложившиеся в правоприменительной практике судов в период с 2012
по 2015 г. Предполагается, что суды в дальнейшем будут
эффективнее рассматривать споры в указанной сфере, руководствуясь
положениями Обзора во взаимосвязи. Проанализируем наиболее интересные
с точки зрения правоприменительной практики тезисы.
1. Акт проверки не подлежит
обжалованию.
Верховный Суд РФ
указал, что акт проверки, составленный антимонопольным органом, сам по себе
не устанавливает никаких прав и (или) обязанностей и именно
поэтому не может быть обжалован в суде. Этот документ действительно выполняет
лишь описательную функцию, имеет объективный характер и не содержит
обязательного для исполнения требования.
2. Приказ
руководителя антимонопольного органа о проведении проверки может быть
оспорен в суде.
Верховный Суд РФ
привел описание дела[2]о признании приказа руководителя антимонопольного органа о проведении
внеплановой выездной проверки недействительным как вынесенного за пределами
его полномочий.
Руководителем
антимонопольного органа был издан приказ о проведении внеплановой выездной
проверки соблюдения управлением Федеральной службы судебных приставов
требований ст. 16 Закона о защите конкуренции в рамках
возбужденного исполнительного производства по исполнению определения арбитражного
суда о принятии обеспечительных мер. Приказом были предусмотрены
проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ
полученной информации.
В ходе
рассмотрения дела Суд установил, что полномочия антимонопольного органа по проведению
проверок ограничены необходимостью соблюдения установленных Законом о защите
конкуренции требований, которые в данной ситуации не распространялись
на проверяемое лицо. При этом отметил, что исполнительное
производство не могло быть проверено на предмет соответствия Закону,
поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение
хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями
вступивших в законную силу судебных актов, правом на пересмотр
которых антимонопольный орган не наделен. Суд сделал вывод, что контролирующий
орган при издании приказа о проведении проверки вышел за пределы
своих полномочий, следовательно, оспариваемый документ недействителен.
Позиция ВС РФ,
безусловно, имеет положительное значение для бизнеса.
Во-первых, Суд
признал, что издание приказа руководителя антимонопольного органа о проведении
проверки является предметом судебного контроля. Такой контроль служит
эффективным инструментом воздействия на ФАС России на этапе проведения
проверки и позволит компаниям не дожидаться, пока регулятор примет
иные устанавливающие права и обязанности акты (например, предупреждение
или решение по делу), для того, чтобы оспорить его позицию в суде.
Во-вторых, Суд
указал, что реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по проведению
внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом
о защите конкуренции требований. Это означает, что компетенция ФАС России
охватывает только отношения, связанные с защитой конкуренции, в том
числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции, и не распространяется за их
пределы.
3. Предупреждение
антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия), которые
содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть
оспорено в суде.
Верховный Суд РФ
указал в Обзоре доводы судов, которые приводятся при обосновании
возможности обжалования предупреждения антимонопольного органа. Так, по мнению
Президиума ВС РФ, предупреждение отвечает признакам ненормативного
правового акта, так как принимается уполномоченным государственным органом
в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное
предписание, возлагающее на Общество обязанность и влияющее тем самым
на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской
деятельности.
При этом судьи
подчеркивают, что при обжаловании предупреждения регулятора суды не могут
устанавливать сам факт наличия или отсутствия нарушения и должны
ограничиваться лишь проверкой наличия признаков такого нарушения как основания
для вынесения предупреждения. Признаками могут быть, например,
доминирующее положение хозяйствующего субъекта или факт отказа конкретным
лицам в заключении договора.
Безусловно, такая
позиция Верховного Суда РФ логична. Предупреждения ФАС России, как правило,
содержат требования, жестко регулирующие хозяйственную деятельность лица,
которому оно выдается (например, требование заключить договор с конкретными
юридическими или физическими лицами на определенных условиях). При их
невыполнении регулятор принимает решение о возбуждении дела о нарушении
антимонопольного законодательства, что также влечет негативные последствия для организации.
Однако выполнение предупреждения будет означать признание факта совершения Обществом
нарушения законодательства о защите конкуренции и, как правило,
изменение схем ведения бизнеса, что в свою очередь может повлиять на эффективность
деятельности организации в целом. Таким образом, предупреждения
антимонопольного органа возлагают на хозяйствующих субъектов определенные
обязанности и влияют на их права в сфере предпринимательской
деятельности. Эти критерии отвечают признакам ненормативных правовых актов,
которые могут быть обжалованы в суде в соответствии со ст. 198
АПК РФ.
4. Запрос контролирующего
органа о представлении необходимой информации, документов, объяснений по возбужденному
делу о нарушении антимонопольного законодательства признается
мотивированным при указании в нем на процессуальный повод
истребования информации, нормативно-правовое основание ее истребования и положение
Закона о защите конкуренции, которое, по мнению регулятора, могло
быть нарушено хозяйствующим субъектом.
Общество
отказалось представить запрашиваемые антимонопольной службой документы и информацию,
поскольку в соответствии со ст. 25 Закона о защите
конкуренции требование (запрос) контролирующего органа должно быть мотивированным.
По мнению организации, наличие в запросе общей формулировки со ссылкой
на полномочия регулятора с указанием номера дела и положения
Закона о защите конкуренции, которое, с точки зрения антимонопольного
органа, могло быть нарушено хозяйствующим субъектом, недостаточно. Общество
было привлечено к административной ответственности за непредставление
запрашиваемых документов и информации постановлением регулятора, которое
было обжаловано в суде.
Суды, отказывая в удовлетворении
жалобы, отметили, что запрос, содержащий указание на объективную
необходимость представления запрашиваемых документов и информации (их
относимость и взаимосвязанность с предполагаемым нарушением
антимонопольного законодательства), на процессуальный повод истребования
информации (например, ссылку на конкретное дело), нормативно-правовое обоснование
(ст. 25 Закона о защите конкуренции) и положение Закона, которое,
по мнению контролирующего органа, могло быть нарушено хозяйствующим
субъектом, является мотивированным.
Таким образом,
согласно позиции Верховного Суда РФ, запрос не должен раскрывать
конкретные вопросы, возникшие у антимонопольного органа, либо цели и обстоятельства
проводимых проверок.
В целом Обзор представляет
собой обобщение и комплексное закрепление существующей практики
арбитражных судов по делам о защите конкуренции и не содержит
новых положений. Однако систематизация сложившихся позиций судов позволит
повысить качество рассмотрения дел, а также разъяснить субъектам
правоотношений их права и обязанности во взаимосвязи друг с другом.
Елена Соколовская,
руководитель группы
антимонопольного регулирования
компании «Пепеляев Групп»
Карин Овакимян,
юрист компании
«Пепеляев Групп»
[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее также – Закон).
[2] Определение ВС РФ от 25 января 2016 г.
№ 309-КГ15-12011 по делу № А50-19906/2014.