Методика анкетирования
Участникам опроса была предложена анкета, которая включала
20 наиболее значимых событий 2015 г. в сфере защиты конкуренции
и антимонопольного регулирования, выбранные редакцией журнала.
Респонденты определили степень важности каждого события,
используя шкалу баллов от 0 до 3, где:
3 балла – самое важное событие;
2 балла – важное событие;
1 балл – менее важное событие;
0 баллов – неважное событие.
Также оценивалось значение каждого события, а именно:
+ позитивность;
– негативность;
0 неоднозначность.
Самые важные события
1-е место
Принят четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон
от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ).
2-е место
КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России
на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие
возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства
(Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О).
3-е место
Функции упраздненной ФСТ России переданы ФАС России
(Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373).
4-е место
ВС РФ поставил точку в деле в отношении
компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия
исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования
распространяются на действия хозяйствующих субъектов
по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление
от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14).
5-е место
ФАС России планирует законодательно закрепить понятие
антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания
для смягчения ответственности.
Недобрав по одному баллу, в пятерку лидеров не вошли
два интересных и значимых, на наш взгляд, судебных дела:
- ОАО «Галополимер» и ООО «Галополимер
Кирово-Чепецк» против ФАС России (№ А40-161484/2012), в котором суды
указали, что электронные сообщения, не позволяющие установить
достоверность содержащейся в них информации и идентифицировать
отправителя, не могут являться основанием для проведения внеплановой
проверки антимонопольным органом;
- ОАО «РЖД» против ФАС России (№ А40-65467/2014) о взыскании
с антимонопольного ведомства процентов по ст. 395 ГК РФ
на сумму уплаченного и затем отмененного штрафа (ВС РФ направил
в КС РФ запрос о возможности такого взыскания).
Отметим, что в числе антилидеров по важности ратификация
Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации
и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК
полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции
(Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ). Этому
событию участники опроса отдали наименьшее число баллов.
Такое незаслуженно прохладное отношение, надеемся,
объясняется тем, что респонденты досконально изучили законодательную базу в сфере
конкуренции в рамках ЕАЭС и понимают все риски, связанные с антимонопольными
расследованиями ЕЭК.
Позитивные события
1-е место
Принято решение о дисквалификации главного должностного
лица органа местного самоуправления за нарушение антимонопольного
законодательства (решение Арбитражного суда Московской области
от 28 сентября 2015 г. по делу № А41-51225/2015).
2-е место
Ратифицировано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной
информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении
ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции
(Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 91-ФЗ).
Ведется работа над проектом Кодекса добросовестных практик
в фармацевтической отрасли.
3-е место
ФАС России планирует законодательно закрепить понятие
антимонопольного комплаенса и связанные с ним основания
для смягчения ответственности.
Рассмотрение дела ОАО «РЖД» (№ А40-65467/2014) о взыскании
с ФАС России процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму
уплаченного и затем отмененного штрафа (ВС РФ направил
в КС РФ запрос о возможности такого взыскания).
4-е место
В деле ОАО «Галополимер» и ООО «Галополимер
Кирово-Чепецк» (№ А40-161484/2012) суды указали, что электронные
сообщения, не позволяющие установить достоверность содержащейся в них
информации и идентифицировать отправителя, не могут являться
основанием для проведения внеплановой проверки антимонопольным органом.
5-е место
Подготовлены поправкив ст. 3.5 и 14.32 КоАП РФ об уменьшении размера
административной ответственности по мере снижения общественной опасности
ограничивающих конкуренцию соглашений.
Правительство РФ предлагает ввести антимонопольные
иммунитеты для сегмента предпринимателей, не обладающих значительной
рыночной силой (законопроект № 817991-6).
В числе других событий, которые благоприятно повлияли на сферу
защиты конкуренции, участниками опроса отмечены следующие:
- в ст. 178 УК РФ внесены изменения
о либерализации уголовной ответственности за ограничение конкуренции
(Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ);
- ФАС России наделена полномочиями по контролю (надзору)
в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
(Постановление Правительства РФ от 24 октября 2015 г.
№ 1139);
- принят четвертый антимонопольный пакет (Федеральный закон
от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ);
- ФАС России готовит проект международной антимонопольной
конвенции Global Antitrust.
Неоднозначные события
1-е место
Депутаты намерены внести в Закон о торговле норму
о запрете навязывания контрагенту невыгодных условий договора
и условий, не относящихся к предмету договора. Предлагается
также снизить размер бонуса, который выплачивается поставщиком
продовольственного товара ретейлеру (законопроект № 704631-6).
2-е место
КС РФ подтвердил законность правомочий ФАС России
на проведение внеплановых проверок, в том числе в отсутствие
возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства
(Определение от 14 мая 2015 г. № 1076-О).
3-е место
Разработан законопроектоб установлении обязанности крупных частных компаний осуществлять закупки
у малого бизнеса.
4-е место
ВС РФ поставил точку в деле в отношении
компании TEVA и указал, что вне зависимости от наличия
исключительных прав на реализуемые товары антимонопольные требования
распространяются на действия хозяйствующих субъектов
по злоупотреблению доминирующим положением (Постановление
от 9 ноября 2015 г. по делу № А40-42997/14).
5-е место
Активизировалось обсуждение инициативы о легализации
параллельного импорта.
По итогам анкетирования событий, которые респонденты большинством
голосов оценили бы как негативные, нет, что, безусловно, отрадно. Видимо,
это результат активного и широкого обсуждения вопросов антимонопольной
политики в целом и законодательных инициатив в этой сфере, в том
числе с участием помимо антимонопольных и других органов власти также
предпринимательских, экспертных и научных сообществ, что позволяет
выслушать мнения всех заинтересованных групп лиц.
Хотя события из топ-списка неоднозначных, в частности
поправки в Закон о торговле и предложение обязать крупный
частный бизнес закупаться у малого, говорят о том, что ряд инициатив
нуждается в доработке. В каком виде мы их получим, когда из плоскости
идеи они перейдут в практическую плоскость, и покинут ли эти
предложения зону неоднозначности, покажет наш следующий рейтинг событий. Дискуссии
продолжаются…
Оксана Бодрягина,
журнал «Конкуренция и право»