Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Крупные компании отправляют к малому бизнесу
Крупные компании отправляют к малому бизнесу

21 октября 2015 г. ФАС России опубликовала проект поправок[1]в Закон о защите конкуренции[2], предусматривающих установление обязанности юридических лиц, суммарная выручка которых за предшествующий календарный год превышает 7 млрд руб., осуществлять не менее 10% закупок в текущем календарном году у субъектов малого предпринимательства.

 

Механизм предлагаемых изменений во многом аналогичен действующему в рамках Закона о закупках отдельными видами юридических лиц[3]механизму, который обязывает заказчиков осуществлять 18% закупок у малого и среднего бизнеса. Однако на сегодня не представляется возможным оценить на практике эффект от этой нормы, так как она начала полноценно действовать лишь с 1 января 2016 г. Это обстоятельство свидетельствует как минимум о преждевременности введения аналогичной обязанности в отношении частных компаний в рамках Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что вмешательство государства в деятельность компаний в рамках Закона о закупках отдельными видами юридических лиц так или иначе может быть оправдано, поскольку в основном под его регулирование попадают организации, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит государству. В случае же с частными компаниями такого основания для вмешательства нет.

По статистике, в России около 1454 компаний с оборотом более 7 млрд руб., совокупный доход которых составляет 56,86 трлн руб.[4]В связи с этим стоит отметить, что прямое нерыночное (административное) вмешательство в процесс перераспределения 10% закупок организаций, выручка которых составляет 73% ВВП страны, вряд ли будет способствовать развитию такого рыночного по своей сути явления, как конкуренция.

Эта законодательная инициатива несет в себе много и других минусов. Так, малый бизнес, как правило, финансово неустойчив, что значительно повышает риск неисполнения заказа. Кроме того, есть товары, которые малые предприятия не могут поставить или не могут обеспечить их надлежащее качество (например, лекарственные препараты и медицинские изделия, самолеты, передвижные железнодорожные составы и т.д.). Учесть полный перечень товаров, которые не должны учитываться при расчете годового объема закупок, в федеральном законе либо вносить в него постоянные поправки при выявлении каждой такой категории товаров представляется крайне затруднительным.

Вместе с тем в сложившейся рыночной ситуации многие частные компании в достаточной степени применяют конкурентные процедуры отбора поставщиков и открыты к сотрудничеству как с малыми, так и со средними и крупными предприятиями. Такой подход способствует развитию не отдельного сегмента предпринимательства, а конкуренции в целом, что и является основной целью Закона о защите конкуренции.

В некоторых ситуациях антимонопольное регулирование действительно ограничивает рыночную силу конкретных хозяйствующих субъектов с целью защиты конкуренции на случай, если возникнет угроза ее недопущения, ограничения или устранения (например, ограничение деятельности монополистов, запрет на картели и т.д.). И тогда вмешательство государства, в частности антимонопольного органа, вполне оправданно. В рассматриваемом же случае крупный бизнес, наоборот, прямо заинтересован в наличии конкурентной среды, способствующей формированию оптимального соотношения цены и качества закупаемых товаров и услуг, что говорит об отсутствии необходимости в установлении для него квот по закупкам у субъектов малого предпринимательства. Такая норма может повлечь как чрезмерное и неоправданное вмешательство в деятельность частных компаний, так и устранение стимулов для дальнейшего развития небольших предприятий.

Представляется, что вместо принудительного перераспределения закупок частных компаний было бы разумным найти иные способы стимулирования малых предприятий и поощрения среди них ценовой и неценовой конкуренции с крупным и средним бизнесом.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

«Конкуренция и право»



[1] http://regulation.gov.ru/projects#npa=41156.

[2] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[3] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[4] См.: Крупный бизнес избавляется от малого // Ведомости. 2015. 10 дек. (№ 3978).


10 мая 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.