Опубликовано
в журнале «Конкуренция и право» №
6, 2015 г.
10 декабря
2015 г. вступает в силу[1] Постановление
Правительства РФ (далее – Постановление)[2], устанавливающее
ограничения и условия
допуска к государственным
и муниципальным
закупкам лекарственных препаратов,включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Постановление
определяет, что при закупке
в рамках
одного контракта лекарственных препаратов, включенных в этот перечень, с одним МНН (химическим или группировочным наименованием)
заказчик отклоняет заявки с предложениями
о поставке
лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, за исключением государств – членов Евразийского
экономического союза, в том
числе о поставке
двух и более
лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство – член Евразийского экономического
союза.
Право
на отклонение заявки заказчик может реализовать при наличии следующих условий:
1. На участие в определении поставщика подано
не менее
двух заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке.
2. Такие заявки одновременно:
· содержат предложения о поставке
лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства –
члены Евразийского экономического союза;
· не содержат предложений о поставке
лекарственных препаратов одного и того же производителя либо
производителей, входящих в одну группу лиц[3].
По нашему мнению,
Постановление будет иметь более широкое применение в отличие от Постановления
Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 (далее –
Постановление о «третьем лишнем» в отношении медицинских изделий). Так,
в отношении лекарственных препаратов за редкими исключениями
действует общее требование о закупке по МНН (химическому, группировочному
наименованию) с учетом лекарственных форм[4], что существенно ограничивает
свободу заказчика при формировании заказа, в отличие от закупок
медицинских изделий. Более того, следует отметить, что российская фарминдустрия
по ее ассортименту и объему в большей степени организована и готова
к импортозамещению, чем сектор медицинских изделий.
В
случае если заявка, содержащая предложение о поставке лекарственного
препарата, происходящего из иностранного государства, не отклоняется
в соответствии с правилами, установленными Постановлением, применяются
правила, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 25 марта
2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных
государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (применение 15%-ной преференции).
При
этом в соответствии с последними изменениями в ст. 14 Федерального
закона «О контрактной системе»[5]указанным Постановлением не допускается замена на лекарственный препарат
иного производителя или иной страны происхождения (такая замена по общему
правилу предусматривается Федеральным законом «О контрактной системе» в случае
поставки товара улучшенного качества по согласованию с заказчиком).
Подтверждением страны происхождения
лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара,
выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства – члена
Евразийского экономического союза по установленной форме и в соответствии
с установленными критериями определения страны происхождения товаров[6].
Очевидно, что данные
Государственного реестра лекарственных средств (далее – ГРЛС) не отражают
факта страны происхождения, в связи с чем необходима дополнительная
экспертиза и получение сертификата СТ-1. С учетом опыта
медицинской индустрии[7] нужно учесть, что
производители и дистрибьюторы в ближайшем будущем потенциально могут
столкнуться с организационными проблемами получения сертификатов СТ-1 и предшествующей
им инспекции производства. На сегодня порядок выдачи сертификатов в отношении
лекарственных препаратов не установлен (он действует только в части
медицинских изделий[8]),
что позволяет говорить о том, что Постановление не сможет полноценно применяться
без специального порядка выдачи сертификатов СТ-1. Также актуален вопрос
применения правила адвалорной доли, установленного Соглашением, к производству
дженериков[9]. Согласно этому правилу
товары признаются достаточно переработанными, если процентная доля стоимости
иностранных товаров, использованных при изготовлении конечной продукции,
не превышает 50% в цене такой продукции. В подавляющем
большинстве случаев фармацевтические субстанции дженериков производятся за пределами
государств – членов Евразийского экономического союза и их стоимость
может составлять значительную долю в итоговой цене лекарственного
препарата. В связи с этим существует вероятность, что, несмотря на наличие
стадий упаковки и выпускающего контроля качества лекарственного препарата,
последний в ряде случаев может не быть признан локальным ввиду
применения правила адвалорной доли.
Исключения из правила
Введен ряд исключений, на которые действие
Постановления не распространяется.К ним относятся:
· осуществление
закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств,
в отношении которых на территориях государств – членов
Евразийского экономического союза осуществляются исключительно:
- первичная упаковка и вторичная
(потребительская) упаковка с обеспечением выпускающего контроля их
качества или
- вторичная (потребительская) упаковка
лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, –
до 31 декабря 2016 г. включительно;
Данное исключение
фактически является первой преференцией для компаний, запустивших процесс
локализации фармацевтического производства. Однако, по нашему мнению, эта
преференция не стимулирующая, а скорее, компенсирующая мера для производителей,
которые либо уже перенесли данные стадии производства в государства –
члены Евразийского экономического союза, либо совершили достаточные шаги в этом
направлении. Представляется, что подтверждением права на особый статус
могут служить сведения ГРЛС в отношении производственных площадок.
Отдельное выделение перечисленных стадий как оснований
для предоставления преференциального статуса обусловлено необходимостью в упрощенном
порядке подтверждать факты переноса данных стадий в государства – члены
Евразийского экономического союза (например, путем ссылки на данные ГРЛС).
В то же время лекарственные препараты с более глубокой
локализацией должны, как мы понимаем, сопровождаться предоставлением сертификата
СТ-1, что означает более сложный порядок для участников закупок,
предлагающих такие лекарственные препараты. Во всяком случае, формулировки
предполагают такое прочтение, но, возможно, практика пойдет по иному пути.
· размещение
заказов на поставки лекарственных препаратов или направление приглашений
принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных
до вступления в силу Постановления;
· осуществление
закупок лекарственных препаратов дипломатическими представительствами,
консульскими учреждениями, торговыми представительствами, официальными
представительствами РФ при международных организациях и иными
заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного
государства.
Выводы
Содержание
Постановления имеет довольно общий характер, есть отдельные технические и смысловые
дефекты. Восполнить пробелы и устранить технические недостатки поможет
правоприменительная практика.
Представляется, что проблемы в реализации
документа могут быть отчасти схожи с теми, которые уже имели место при применении
Постановления «о третьем лишнем» в отношении медицинских изделий.
Так, одной из них может стать вопрос отклонения заявки участника, если
в первой части заявки он предложил к поставке товар происхождения из государств –
членов Евразийского экономического союза, но не предоставил
сертификата СТ-1 (во второй части). Другой проблемой может быть применение
Постановления, когда в составе одного лота происходит закупка нескольких
лекарственных препаратов, одно из которых не включено в перечень
ЖНВЛП.
Тем не менее не все вопросы,
возникшие при применении Постановления о «третьем лишнем» в отношении
медицинских изделий, коснутся фармацевтической отрасли лекарственных препаратов
(применение кодов ОКПД, обход ограничений в аукционной документации и т.п.).
О
чем подумать и что предпринять
Стоит
отметить, что конкурентный ландшафт на рынке государственных закупок
изменится. Участникам рынка необходимо оценить эти изменения, исходя из степени
локализации как своих лекарственных препаратов, так и лекарственных
препаратов конкурентов.
Производителям
лекарственных препаратов из государств – членов Евразийского
экономического союза следует организационно подготовиться к инспекции
производства.
Дистрибьюторам
рекомендуется учесть обязательность наличия сертификатов СТ-1 для лекарственных
препаратов производства государств – членов Евразийского экономического
союза (за исключением препаратов с локализованными стадиями упаковки
и выпускающего контроля).
Производителям,
которые ранее не рассматривали перспективы локализации в государствах –
членах Евразийского экономического союза, вероятно, следует заново оценить
целесообразность переноса производства либо путем развертывания своих
производственных площадок, либо путем контрактного производства.
Комментарий подготовлен юристами
компании
«Пепеляев Групп»
[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512020026.
[2] Постановление
Правительства РФ от 30 ноября 2015 г № 1289
«Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных
государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей
осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных
нужд».
[3] В
соответствии с определением, содержащемся в ст. 9 Федерального
закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции».
[4] Необходимо обратить внимание
на специфическую практику по закупкам, например, таких групп
биологических препаратов, как инсулины.
[5] Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд».
[6] См.: Правила определения страны
происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах
определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых
Государств от 20 ноября 2009 г. (далее – Соглашение).
[7] В ходе применения аналогичного
порядка к медицинским изделиям участники закупок сталкивались с трудностями
получения сертификата СТ-1 в отношении российской продукции, что иногда
делало предложение отечественных товаров фактически более сложным, нежели
предложение зарубежного товара.
[8] Приказ ТПП РФ
от 10 апреля 2015 г. № 29«О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении
товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских
изделий)».
[9] Решение
Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 515
«О порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия
достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием
иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной
таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада».