Рынок
лекарственных препаратов и медицинских изделий находится под пристальным
вниманием Федеральной антимонопольной службы (ФАС) как минимум последние лет
шесть. В этом году произошли кардинальные для этого направления события.
Организованное газетой «Ведомости» (конференция «Антимонопольное регулирование
в России», 16 октября 2015 г.) обсуждение по антимонопольному регулированию
рынка лекарственных средств и медицинских изделий подчеркнуло наиболее
актуальные из них.
Одним из таких
событий стали упразднение в июле 2015 г. Федеральной службы по
тарифам (ФСТ) и передача ее полномочий ФАС. В частности, теперь в функции
антимонопольной службы входит проведение экономического анализа при регистрации
предельных отпускных цен на товары, включенные в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также разработка
методических указаний по определению органами исполнительной власти субъектов РФ
предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам
производителей.
В настоящее
время ФАС намерена полностью изменить существовавшие в ФСТ подходы к ценообразованию
на лекарственные средства из перечня ЖНВЛП.
В этом году
также были приняты судебные решения по делам в отношении крупных
фармацевтических компаний «Тева», «Бакстер» и «Ново Нордиск». В рамках
этих значимых для антимонопольного регулирования дел были выявлены проблемы,
которые требуют формирования единых подходов. Так, ФАС и бизнес-сообщество
до сих пор не пришли к консенсусу по вопросу о соотношении
иностранного, российского антикоррупционного законодательства и антимонопольного
законодательства РФ. В частности, неясно, могут ли иностранные
производители отказать в поставке продукции в случае несоблюдения российскими
дистрибьюторами норм антикоррупционного законодательства. Нет определенности и по вопросу
о возможности отказа в поставке товара дистрибьютору, если
производитель планирует участвовать в государственных торгах самостоятельно
или с помощью своей дочерней компании. Пределы допустимости
эксклюзивных соглашений на рынке лекарственных препаратов и медицинских
изделий также остаются неопределенными.
Поскольку
Верховный суд РФ еще не высказался по упомянутым делам, в данном
случае рано говорить об устоявшейся судебной практике и сформулированной
правовой позиции.
Единообразный
подход к антимонопольному регулированию в настоящее время также формируется
Ассоциацией европейского бизнеса, занимающейся разработкой Кодекса
добросовестных практик в фармацевтической отрасли (Кодекс). Этот документ будет
регулировать взаимоотношения производителей лекарственных препаратов с их
дистрибьюторами, а также с государственными заказчиками и аптеками.
Следует
отметить, что 17 июня 2015 г. президиум ФАС одобрил разработанные
антимонопольным органом Рекомендации по разработке и применению
коммерческих политик хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее
положение на рынках лекарственных средств и медицинских изделий
(Рекомендации ФАС). Документ имеет важное значение для соответствующих рынков,
поскольку определяет основанные на текущей судебной практике подходы ФАС к регулированию
взаимоотношений доминирующих производителей и их контрагентов.
Вместе с тем
между проектом Кодекса и Рекомендациями ФАС можно найти противоречия,
которые, безусловно, нужно будет устранить.
Отдельного
внимания заслуживает инициатива ФАС и Евразийской экономической комиссии по введению
международного принципа исчерпания прав в отношении пилотной группы
товаров, в которую предполагается включить в том числе лекарственные
средства и медицинскую технику. Иными словами, инициатива направлена на легализацию
параллельного импорта лекарств и медтехники из третьих стран на территорию
Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она вызывает серьезные опасения
производителей, врачебного сообщества и независимых экспертов,
так как несет в себе высокие риски возможного нарушения требований качества,
безопасности и эффективности при ввозе продукции на территорию
ЕАЭС по каналам параллельного импорта. Очевидно, что лекарственные
препараты – особый товар, для которого нужны специальные условия
хранения и транспортировки. Регуляторные требования, в частности, к упаковке и инструкциям по применению для
лекарственных средств не унифицированы, единая система фармаконадзора, т.е.
сбора информации о нежелательных явлениях, в разных странах отсутствует. Несоблюдение этих условий и отсутствие единых
регуляторных требований в конечном счете может повлечь существенный вред
здоровью пациентов. Представляется, что проводить подобные эксперименты
было бы целесообразно на менее уязвимых группах товаров, например
автомобильных запчастях, электрической и бытовой технике и парфюмерно-косметической
продукции, которые уже есть в разрабатываемом списке. Создание
специализированных таможенных постов для проверки соблюдения всех
требований может оказаться недостаточной мерой.
В целом рынок
лекарственных средств и медицинских изделий находится на пороге перемен.
Такое реформирование требует объективного и профессионального взгляда
регуляторов. Остается надеяться, что при формулировании подходов к антимонопольному
регулированию будет найден баланс между интересами государства,
производителей и пациентов.
Елена
Соколовская,
главный эксперт
журнала
«Конкуренция и
право»