Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2015 г.
Наконец появилась определенность, какие нововведения планируются
в отношении форм недобросовестной конкуренции, о необходимости
законодательного закрепления которых давно и много говорилось. В
соответствии с Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» небольшая ст. 14 «Запрет на недобросовестную
конкуренцию» заменяется на состоящую из восьми статей гл. 2.1
«Недобросовестная конкуренция». И хотя по существу новые статьи указывают
на уже известные российскому законодательству формы недобросовестной
конкуренции, детальное описание составляющих их действий (бездействия),
безусловно, следует приветствовать.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на
положения, не отвечающие нормам ГК РФ либо не в полной
мере регулирующие соответствующие отношения. Некоторые вопросы вообще не урегулированы.
Так, п. 2 ст. 14.4 указывает на то, что решение
антимонопольного органа, связанное с приобретением и использованием
исключительного права на товарный знак, направляется в федеральный
орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания
недействительным предоставления правовой охраны этому знаку.
Однако такое предоставление, как следует из подп. 6
п. 2 ст. 1512 ГК РФ, может быть оспорено и признано
недействительным, если действия правообладателя, связанные с предоставлением
правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени
смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке
злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
Таким образом, федеральный закон в обновленной редакции
расширяет круг оснований для оспаривания.
Возможно, разработчики нормы имели намерение рассматривать
недобросовестное использование исключительного права на товарный знак в качестве
основания для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака. Но в этом
случае его следует вводить в ГК РФ.
Полагаем излишним использование в п. 1 ст. 14.4
общего термина «средства индивидуализации», поскольку далее он упоминается
только один раз в статье 14.5, да и то неудачно.
Новые статьи – соответственно ст. 14.5 и 14.4 –
Закона о защите конкуренции разделяют недобросовестную конкуренцию в отношении
результатов интеллектуальной деятельности и недобросовестную конкуренцию в отношении
средств индивидуализации (юридического лица, товаров, работ и услуг).
Такой подход согласуется с использованной в ГК РФ
классификацией объектов интеллектуальной собственности. В частности, в ст. 1225
названы (1) результаты интеллектуальной деятельности и (2) средства
индивидуализации[1].
Статья 14.4 распространяет свое действие только на средства
индивидуализации, и в ней не упоминаются результаты
интеллектуальной деятельности. А вот в ст. 14.5, посвященной –
как следует в том числе из названия – результатам
интеллектуальной деятельности, зачем-то делается оговорка, что к средствам
индивидуализации она не относится. Это представляется явно лишним.
Начало статьи 14.6 позволяет предположить, что в ней
будут раскрыты действия (бездействие), способные вызвать смешение с деятельностью,
товарами или услугами конкурента. Однако описание таких действий дается
только в отношении товаров (например, продуктов), но не в отношении
деятельности (например, развлекательной) и оказания услуг (например, банковских).
Думается, что при подобном подходе значение таких
средств индивидуализации, как фирменное наименование, знак обслуживания и коммерческое
обозначение, незаслуженно умаляется, хотя практика свидетельствует об обратном.
Валентина Орлова,
руководитель практики
интеллектуальной собственности
и товарных знаков
компании «Пепеляев Групп»,
доктор юридических наук,
профессор
[1] Правда, разработчики изменений
забыли в ст. 14.4 указать такой вид средств индивидуализации, как коммерческие
обозначения, о которых вспоминают только в п. 1 ст. 14.6.