ФАС России
21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте (fas.gov.ru)
Стандарты осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц[1].
Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой
обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа
практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»[2]в течение 2014–2015 гг.
Стандарт
конкретизирует и (или) восполняет многие из положений Закона о закупках.
Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации
деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается,
что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое
заказчиками. Стандарт разработан прежде всего для установления и поддержания
открытости и прозрачности закупочного процесса, борьбы с коррумпированными
элементами в этой сфере и увеличения эффективности расходования
средств заказчиков.
Так, ФАС России
советует включить в положение о закупках исчерпывающий перечень
применяемых способов закупки. Предпочтение антимонопольный орган отдает таким
способам, как аукцион и конкурс, считая их наиболее открытыми и прозрачными.
Запрос котировок, предложений, по мнению ведомства, целесообразно
применять, когда возникает необходимость обеспечить срочные, неотложные нужды
заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог
которой установлен в положении о закупке.
К сокращению
издержек проведения закупочных процедур, повышению профессионализма участников
этого процесса приводят консолидированные (совместные) закупок, оформленные
соглашением между заказчиками. Однако, осуществляя такие закупки,
необходимо учитывать ограничения, предусмотренные антимонопольным
законодательством, в частности статьями 11 и 17 Федерального
закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции».
Антимонопольная
служба приводит перечень методов, которые помогут минимизировать риск конфликта
интересов. В частности, предлагается установление в положении о закупке
запретов на координацию деятельности участников закупок, на ведение
переговоров, не предусмотренных положением о закупке, на нарушение
конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях
участников и т.д.
Регулятор
предостерегает также от объединения в один лот технологически и функционально
не связанных между собой товаров, работ, услуг; установления
необоснованных требований, ограничивающих доступ к участию в закупке;
необоснованного укрупнения предмета закупки и закрепление требований,
которым соответствует товар единственного производителя, в том числе
безальтернативное указание на товарный знак, модель, марку товара. Такие
рекомендации, безусловно, обобщают правоприменительную практику и направлены
на предотвращение наиболее грубых нарушений в процессе осуществления
закупок отдельными видами юридических лиц.
Вместе с тем,
по мнению ФАС России, следует включить в положения о закупках
заказчиков возможность применения к недобросовестным участникам антидемпинговых
мер, не раскрывая их содержания. Такая политика может привести к тому,
что каждый заказчик будет устанавливать антидемпинговые меры согласно своему
пониманию. В сфере государственных закупок, например, применяются
конкретные антидемпинговые меры в форме дополнительных требований к участникам,
снизившим начальную (максимальную) цену договора на 25% и более
(требование обеспечения исполнения договора в большем размере, чем
предусмотрено документацией о проведении закупки, подтверждение
добросовестности и т.д.).
Как отмечает
ФАС России, необходимо устанавливать требование по обеспечению не только
исполнения договора, но и заявки на участие в закупке. Формулировка
второго требования, использованная антимонопольной службой, может стать
барьером на пути малых и средних предприятий к участию в закупочном
процессе, так как антимонопольный орган не рекомендует конкретный, в том
числе максимальный, размер обеспечения, что может привести к произвольному
толкованию заказчиками этих положений Стандарта. В сфере государственных
закупок, например, установлены общие (от 0,5 до 5% от цены
контракта) и специальные (1% от цены контракта, если при проведении
аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб.) требования к определению
размера обеспечения заявки.
Для унификации
закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц целесообразно включить
в Стандарт перечень рекомендуемых к применению заказчиками
антидемпинговых мер, а также установить конкретные, в том числе
максимальные, размеры обеспечения заявок на участие в закупках.
Елена Соколовская,
главный эксперт
журнала
«Конкуренция и
право»
[1] Далее – Стандарт.
[2] Далее – Закон о закупках.