Вслед за укрупнением детских садов, школ, вузов,
академий, поликлиник, госкомпаний и всего подобного последовало поглощение
одних госорганов другими: ФСФР – Центробанком, Высшего Арбитражного Суда РФ –
Верховным Судом РФ. Как говорят армейские, «безобразно, зато
единообразно». Тенденция усилилась с поглощением ФСТ России
Федеральной антимонопольной службой, хотя именно ведомство, контролирующее
соблюдение законодательства о защите конкуренции, должно подавать пример
борьбы с монополизацией во всех ее проявлениях[1].
Основным аргументом, как и в случае объединения
высших судов, стали противоречия между ФАС и ФСТ. По этой же логике
нужно объединить налоговую и таможенную службы, поскольку у них часто
возникают расхождения в налогообложении одних и тех же операций.
Например, ФТС России считает, что какое-то ввозимое медицинское
оборудование (или медицинские изделия) облагается НДС по ставке 18%,
что увеличивает бюджетные поступления, за которые отчитывается таможня. Между
тем налоговые органы отказывают компании, только что перечислившей в бюджет
«таможенный» НДС, в вычете этого налога при обложении дальнейшей
продажи товаров по причине уменьшения поступлений, за которые отчитываются
инспекции.
Кстати, идея «влить» таможенную службу в налоговую уже
звучала ранее. Более того, подобные объединения происходили в других
странах. Примером может послужить Управление по налоговым и таможенным
сборам Великобритании (HM Revenue And Customs’s).
В свою очередь, ФНС России и ФАС России
тоже нередко предъявляют компаниям противоположные требования. Так, антимонопольные
органы заинтересованы в продаже нефтепродуктов по меньшим ценам, в то
время как налоговые относятся подозрительно к нефтяным компаниям,
продающим по заниженной цене.
Следовательно, объединив ФТС России, ФНС России и ФАС России,
получим сверхэффективное с точки зрения государственного управления
ведомство. Только вот экономика и потребители вряд ли оценят его эффективность,
потому что имя такому ведомству – Госплан.
Помимо собственно антимонопольного регулирования, на ФАС России
отныне возложены не только контроль рекламы, госзаказа (в том числе в сфере
обороны) и иностранных инвестиций, но и тарифное регулирование. С учетом
такого стратегического назначения название органа явно не соответствует
выполняемым им функциям и потому вводит всех в заблуждение.
Необходимо переименование, например, в Госкомрегулирование.
Динамическое равновесие ведомств, основанное на конкуренции
профессиональных мнений и публичной дискуссии, замещается равновесием
статическим. Таким, как в памятные времена застоя.
Вадим Зарипов,
руководитель аналитической службы
компании «Пепеляев Групп»
[1] Объявлено также о создании
очередного мегарегулятора на базе Роспатента – Федеральной службы по регулированию
в сфере интеллектуальной собственности.