Телекоммуникации — одна из наиболее крупных
и бурно развивающихся отраслей. Принципы регулирования на этом рынке
за последние 20 лет не раз менялись, что было обусловлено ростом технологий
и доступности услуг мобильной связи. В
переломные периоды особое значение приобретает деятельность антимонопольного органа,
фактически восполняющего пробелы конкурентного законодательства.
О потенциале развития рынка сотовой связи и эффективности инструментов
отраслевого регулирования журналу «Конкуренция и право» рассказывает вице-президент
по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС», член правления НП
«ОКЮР» Руслан Султанович Ибрагимов.
Уважаемый Руслан Султанович, за довольно короткий период
времени рынок сотовой связи стал одним из самых современных и массовых. Как происходило
становление рынка и взаимодействие операторов с антимонопольным органом?
– Прежде всего я бы отметил несколько основных этапов
развития рынка мобильной связи в России, занявших два десятилетия. Первый этап приходится
непосредственно на момент зарождения отрасли в 1990-х годах. Он
характеризуется тем, что услуги сотовой связи тогда относились к категории
премиальных и еще не были широко распространены. Затем последовали этапы
становления, расширения и скачкообразного развития отрасли. Как результат,
к середине «нулевых» годов уже был создан массовый потребительский рынок. В эти
годы вступил в силу новый Закон о связи[1], который оказал существенно
влияние на отраслевое регулирование. Тогда же Федеральная антимонопольная
служба впервые обратила пристальное внимание на наш рынок.
Это был известный спор «о 95 копейках»[2],
когда ФАС возбудила дело против ряда операторов за установление при взаиморасчетах
между собой более низких тарифов за интерконнект, чем для других сотовых
операторов. Спор был вызван тем, что в 2006 году в Закон «О связи»
был внедрен принцип Calling Party Pays, согласно которому при совершении звонка
платит звонящий. Эти поправки серьезно изменили модель рынка, что и привело к
определенным коллизиям в правоприменении.
Решение антимонопольного органа было обоснованно?
– В целом, решение было обоснованным и естественным.
Его значение было настолько велико, что оно до сих пор является ориентиром для
отрасли в вопросах межоператорского взаимодействия.
Чем закончилось дело?
– Наша компания не обжаловала решение ФАС в суде. Рынок
был во многом новый, развивающийся, имел массу нюансов и особенностей. В них
нужно было глубоко разбираться, в том числе совместно с ФАС. Решения, которые в итоге
выносились, были результатом серьезных компромиссов. Даже если они, казалось бы,
внешне затрагивали наши интересы, мы их принимали.
Это означает, что компания соглашалась с правилами,
которые предлагал антимонопольный орган в рамках меняющейся ситуации и еще
несовершенного законодательства. ФАС России постепенно начал превращаться из контролирующего,
надзорного органа в регулирующий. Мы с пониманием к этому
относились. Законодательство, как правило, не поспевает за бурным развитием
отрасли и антимонопольная служба, по сути, в какой-то степени,
восполняла его пробелы. Такое регулирование, как правило, осуществлялось, во взаимодействии
антимонопольного органа и операторов. И даже если это взаимодействие происходило
в рамках возбужденных дел, результат был приемлемым для всех. Поэтому
в суд из-за решений ФАС мы не ходили долгое время. И только в 2014 году
традиция была нарушена. Дело в том, что в конце 2013 года вновь резко изменились
правила игры для участников отрасли, когда в России была запущена услуга MNP. Поправки
в Закон «О связи» отменили т.н. «мобильное рабство» и позволили абонентам
переходить от одного оператора к другому, не меняя номер телефона. С одной
стороны, это были революционные изменения правил игры на рынке. С другой стороны,
законодательство не предусматривало все возможные нюансы, которые могли
возникнуть в практике его применения. И мы, будучи активными участниками
разрабатываемых правил, хорошо это понимали и руководствовались строгим
следованием закону. В связи с этим и возникло известное дело ФАС по поводу
спора МТС с одним из операторов связи из-за невозможности переноса номеров
нашего крупного клиента из госсектора[3].
Справка
На сегодня статистика показывает, что за год не
более 0,4% абонентов всех российских сотовых операторов воспользовались возможностью
переноса номеров. Это ничтожная цифра. Между тем указанная поправка вызвала
серьезнейшие системные изменения в отрасли. Необходимо было в кратчайшие
сроки запустить новые бизнес-процессы, разработать алгоритмы, закупить
оборудование, программное обеспечение, создать администратора базы данных
перенесенных номеров и т.д. Компании понесли большие издержки, которые
пока не окупились.
Дело в том, что сам принцип смены оператора с сохранением
номера хорош на этапе растущего рынка. А в период зрелости, какой
сейчас мы наблюдаем в РФ, он не всегда работает эффективно. Ведь в зрелой
стадии реформирование всего лишь части целостной инфраструктуры может изменить весь
рынок или его значительную часть.
Таким образом, с 2006 до 2014 год мы обходились без
обращения в судебные инстанции. И это был осознанный подход и положительный
опыт. Теперь ситуация меняется. Телекоммуникационная отрасль продолжает
развиваться бурными темпами, а взаимоотношения её участников все более усложняются.
Одновременно, де-факто, растет роль ФАС как регулятора, из года в год растет и
количество прецедентных дел, рассматриваемых антимонопольными органами. Вместе
с тем, их рассмотрение отнимает много ресурсов как у бизнеса, так и у
регулятора, а сами разбирательства длятся как минимум год. Стало ясным - если бы
рынок владел более тонкими и действенными инструментами регулирования, а ФАС России
выполняла своего рода роль «настройщика пианино», мы бы более точно понимали
правила игры, споров было бы меньше, в результате чего абоненты быстрее получали
бы более качественные услуги и выгодные тарифы.
Какие инструменты регулирования Вы считаете эффективными?
– Некоммерческое партнерство «Содействие развитию
конкуренции», опираясь на наш отраслевой опыт, в свое время выступило с инициативой
введения в антимонопольное законодательство института предупреждения. Это
было сделано с тем, чтобы снизить количество обращений в суд. Как предполагалось,
этот инструмент позволит находить более быстрые и эффективные решения без
возбуждения дел, применения тяжелых санкций, по доброй воле всех сторон.
На данный момент институт предупреждения существует уже
несколько лет. Количество антимонопольных дел в судах действительно сократилось.
Но заложенная когда-то в основу института идея в определенной степени была
искажена. Речь идет об оспаривании института предупреждения в судебном
порядке. На наш взгляд, этого делать нельзя. Некоторые участники рынка
превратили предупреждение в возможность затянуть процесс исправления ситуации,
тем самым «перевернув» изначальную идею института предупреждения. Сейчас практика
по этому вопросу складывается неоднозначно. Идея была в том, чтобы дать
шанс бизнесу «по-хорошему» исправиться, если ФАС видел признаки
антиконкурентного поведения. Раньше такой «льготы» бизнес не имел. Дело сразу
возбуждалось и, как правило, приводило к штрафным санкциям. Теперь же, получив,
по сути, дополнительную возможность, некоторые субъекты пытаются обжаловать ее,
доказывая, что она якобы нарушает их права. Но в подобном эффекте вряд ли можно
винить только бизнес. Суть предупреждения в его рекомендательном характере. Однако
зачастую предупреждение формулируется так, что бизнес воспринимает его как
предписание, как требование, а не рекомендацию, и идет в суд.
Представляется, что обе стороны – и рынок, и
территориальные управления ФАС– в свое время не до конца осознали суть
нового института и, в целом, полезного инструмента, что привело к определенным
издержкам.
Могу добавить, что когда в этом году в рамках дела
о переносе номеров антимонопольный орган вынес нам предупреждение, мы
принципиально не пошли обжаловать его в суд, хотя судебная практика нам
это позволяла.
Что такое предупреждение? Это прежде всего приглашение к диалогу,
эффективный инструмент взаимодействия с антимонопольным органом. Но сейчас
получается, что его можно обжаловать и, более того, отменить. Изначально институт
предупреждения был разработан, в первую очередь, для пользы бизнеса, а также для
снижения нагрузки на ФАС и суды. И если мы хотим, чтобы институт предупреждения
дальше развивался и расширялся, а не сужался или вообще не был отменен, то, с
моей точки зрения, лучше отказаться от практики обжалования предупреждений с
учетом того, что всегда можно обжаловать в суде само решение о признании лица,
нарушившим законодательство о конкуренции.
Есть еще один процедурный инструмент – институт апелляции
в антимонопольных органах. Вы также считаете это предложение
прогрессивным?
– Это тоже одна из инициатив Некоммерческого партнерства. Что
такое ФАС России сегодня? Квазисудебный орган, учреждение, которое
разрешает административные споры. Точно такой же, как ФНС России, в котором
апелляция прекрасно работает. Есть разница между тем, когда нижестоящий
антимонопольный орган отвечает только перед судом за свое решение, и тем,
когда он отвечает и перед судом, и перед вышестоящим органом.
Это не только повышенная профессиональная ответственность, но и эффективная
дисциплинирующая мера.
У каждого территориального управления может быть свое
понимание справедливости и добросовестности поведения. Скорее всего, вы
согласитесь с тем, что в такой огромной стране с разными ментальными и
культурными различиями, это вполне возможно. Кроме того, учитываются и такие
региональные особенности, как доступ к инфраструктуре, поведение
контрагентов, природно-климатические условия и проч.
Вместе с тем в телекоммуникационной отрасли, особенно для
федеральных операторов, стремление к единообразию практики играет огромную
роль. Если какой-либо территориальный орган признает в отдельном регионе
недействительным или противоречащим законодательству правила оказания
услуг связи, которые действуют на территории всей страны, это означает, что
данное решение окажет влияние и на остальные регионы. Но такого быть
не должно, поскольку территориальный орган отвечает только за вверенный
ему регион. Именно необходимостью применять единые стандарты и честные
правила игры вызвано предложение ввести институт апелляции. Он в том числе
благотворно повлияет и на центральный аппарат ФАС, усилит его регулирующую
роль, позволит ему более предметно, въедливо и в то же время системно
подходить к решению вопросов. После того как антимонопольная служба
накопит опыт и обобщит практику по всей стране, восполняя определенные
пробелы, она будет способна еще более активно участвовать и предлагать
новые меры регулирования отрасли.
Упомянутые меры существенно меняют управленческие процессы?
– Да. ФАС России, по сути, становится органом не
только пост-, но и предупредительного контроля, что в целом свидетельствует
о зрелости рынка, с одной стороны, и зрелого управления
антимонопольной службы – с другой.
К примеру, в 2009–2010 гг. на рынке роуминга возник
крупный спор[4].
Роуминг – часть большого процесса и касается не только внутренних,
но и международных, межгосударственных договоренностей. Только через
год стороны сумели прийти к согласию. А могли бы решить вопросы
гораздо быстрее и проще при помощи упомянутых новых правовых инструментов
профилактики, которых тогда еще не было.
В разное время уровень и даже вид конкуренции разные.
На начальном этапе компании не конкурируют. Объективных причин для этого
нет. В период бурного роста происходит ценовая конкуренция. На этапе
зрелого рынка на первый план выступает ассортимент и качество услуг, повышение
уровня сервиса. Я по-прежнему считаю телеком-рынок высококонкурентным.
Есть ли у телекоммуникационного рынка потенциал развития?
– Потенциал развития есть всегда. Но его можно нивелировать,
как, например, отчасти это происходит в Европейском Союзе из-за чрезмерного,
на мой взгляд, регулирования и вмешательства в ценовую политику
операторов. Как бы нам не наступить на эти «грабли»!
Цена – значимый фактор конкуренции, но далеко не единственный.
Низкая цена не всегда означает абсолютное благо. У нас
инфраструктурная отрасль, требующая колоссальных вложений. Она должна
развиваться. На определенном этапе может наступить предел, когда
инвестировать либо неинтересно, либо нечем. В тех же
странах ЕС регулирование цен на лицензии, интерконнект и роуминг способствует
снижению доходов операторов. В условиях подобного регулирования отрасль может
постепенно стать недоинвестированной. В результате падает качество связи, что
вызывает недовольство потребителей, начинается процесс продажи бизнесов более сильным
игрокам, рынок все больше концентрируется, что в конечном счете ослабляет конкуренцию
со всеми вытекающими последствиями. А казалось бы, хотели сделать как
лучше…
Поэтому третий мой тезис будет следующим: ценовой подход эффективен
на короткий промежуток времени. Но с точки зрения среднесрочной
и долгосрочной перспективы, фактор цены не должен преобладать над другими
факторами. И роль экономического анализа здесь крайне высока. Надеюсь, что
создание в ФАС России апелляционной инстанции еще более улучшит
ситуацию с аналитикой. Нужно учитывать не только интересы потребителей, но
и отрасли, которая не может восприниматься исключительно как «дойная корова». Необходимо
найти оптимальный баланс всех участников рынка. Это и есть искусство
регулирования и контроля, искусство «тонкой настройки пианино».
Руслан Султанович, благодарим Вас за концептуальный
подход и содержательную беседу!
Интервью подготовила Виктория Цыганкова,
журнал «Конкуренция и право»
[1] Федеральный закон
от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
[2] См.:
Постановление ФАС МО от 15 октября
2007 г. по делу № А40-73257/06-121-411.
[3] См.:
решение ФАС России от 5 августа 2014 г.по делу
№ 1-14-50/00-08-14.
[4] См.:
решение ФАС России
от 23 ноября 2010 г. по делу № 1 10/21-10.