6 февраля 2015 года на Официальном интернет-портале правовой
информации (www.pravo.gov.ru) [1]опубликовано Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов
медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей
осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее
– Постановление).
Постановление подготовлено Минпромторгом России во
исполнение поручения Правительства РФ и в соответствии с Планом первоочередных
мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной
стабильности в 2015 году [2].
При этом, обратите внимание, продолжает действовать Приказ
Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска
товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд», определяющий условия допуска иностранных медицинских изделий к участию в
закупках на условиях, установленных данным Приказом (о 15-процентной
преференции).
Постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня
официального опубликования, т.е. с 14 февраля 2015 г.
Основные нововведения
Ограничение на допуск относится только к ряду медицинских
изделий.
Постановлением утвержден перечень медицинских изделий,
происходящих из иностранных государств, на которые распространяется ограничение
допуска на участие в государственных закупках (далее – Перечень). Перечень
содержит наименование вида медицинского изделия и код Общероссийского
классификатора продукции по видам экономической деятельности («ОКПД») [3].
Согласно справке с сайта Правительства РФ при формировании Перечня учтено, что ОКПД
для каждого вида медицинского изделия имеется минимум два конкурентоспособных
отечественных производителя, которые позволяют обеспечить имеющиеся потребности
российского здравоохранения и производство которых соответствует
межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы
менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования».
Таким образом, предполагается, что самые высокотехнологичные
и инновационные медицинские изделия, для которых отсутствуют отечественные
аналоги, не были включены в Перечень.
Ограничение будет применяться ко всем заявкам, содержащим
предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных
государств, за исключением Армении, Белоруссии и Казахстана (далее –страны ЕАЭС).
Такие заявки будут отклоняться заказчиками, если на участие в определении
поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о
закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких
видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых
является одна из стран ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида
медицинского изделия одного производителя.
Подтверждение страны происхождения медицинских изделий,
включенных в Перечень, будет проводиться на основании сертификата о
происхождении товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями)
России, Армении, Белоруссии или Казахстана по форме, утвержденной Правилами
определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [4],
и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров,
установленными данными Правилами.
Проанализировав положения Постановления, полагаем, что
ограничение на участие иностранных медицинских изделий не будет применяться в
следующих случаях:
- при закупке медицинских изделий, происходящих из
иностранных государств и не включенных в Перечень;
- если в закупке наряду с заявкой с предложением о поставке
иностранного товара участвует одна заявка с предложением о поставке товара, страной
происхождения которого является одна из стран ЕАЭС;
- если в закупке наряду с заявкой с предложением о поставке
иностранного товара участвуют две и более заявки с предложением о поставке
одного и того же вида медицинского изделия одного производителя, происходящего
из одной из стран ЕАЭС. Т.е. если наряду с заявкой в отношении иностранного
товара поданы две и более заявки с предложением поставки товара ЕАЭС одного и
того же производителя;
- если в закупке участвуют заявки с предложениями поставки
только иностранных товаров.
Законодательство не запрещает объединять в одной заявке
предложения о поставке товаров отечественного и иностранного производства, если
они взаимосвязаны, следовательно, в одной заявке могут быть одновременно
представлены предложения о поставке как российских, так и иностранных
медицинских изделий (в том числе из стран-членов ЕАЭС).
Из буквального прочтения Постановления следует, что
ограничение на участие в закупках распространяется на все заявки на поставку
иностранных медицинских изделий. Однако Постановление не определяет, как будет
работать ограничение по отношению к заявкам, предлагающим поставку иностранных
медицинских изделий наряду с поставкой товаров из одной из стран ЕАЭС, будет ли
оно применяться или нет.
На практике, вероятнее всего, может возникнуть
неопределенность относительно возможных действий заказчика в такой ситуации.
Представляется, что действия заказчика в конкретной ситуации будут зависеть от
анализа условий каждой заявки по отдельности и всех заявок в их совокупности.
Во избежание двоякого толкования положений Постановления и в целях создания
единообразной практики их применения, на наш взгляд, необходимы дополнительные
разъяснения Правительства РФ.
Также согласно Постановлению установленные ограничения допуска
к участию в закупках не применяются в следующих случаях:
- размещение извещений о закупках медицинских изделий,
включенных в Перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или)
направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым
способом, осуществленные до вступления в силу Постановления;
- осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий,
включенных в Перечень, дипломатическими представительствами и консульскими
учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и официальными
представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей
деятельности на территории иностранного государства.
О чем подумать, что предпринять
В связи с рассмотренными нововведениями рекомендуем
проанализировать существующую стратегию участия медицинских изделий в
государственных и муниципальных закупках, при необходимости скорректировать ее
с учетом введенных Постановлением ограничений.
Комментарий подготовлен
юридической компанией «Пепеляев Групп»
[1]http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502060001
[2] Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27 января
2015 г. № 98-р.
[3] Общероссийский классификатор продукции по видам
экономической деятельности ОК 034-2007 (принят и введен в действие Приказом
Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст).
[4] Утверждены Соглашением о Правилах определения страны
происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.