1 января 2015 г. в сфере защиты конкуренции произошло
важное событие – начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В тот же день вступил в силу Договор о ЕАЭС [1],
ознаменовавший переход к следующей после Таможенного союза и Единого
экономического пространства стадии интеграции.
На данный момент в ЕАЭС входят четыре страны:
Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и, с 2 января
2015 г., Республика Армения[2].
Ожидается, что в ближайшее время к Союзу присоединится Кыргызская
Республика[3].
Договор о ЕАЭС предусматривает, что постоянно
действующим органом Союза, осуществляющим свою деятельность в области антимонопольного
регулирования, конкурентной политики, естественных монополий и государственных
и (или) муниципальных закупок, является Евразийская экономическая комиссия
(далее – ЕЭК). Она начала работу с 2 февраля 2012 г. в рамках
Таможенного союза и Единого экономического пространства.
К функциям ЕЭК относятся контроль и пресечение
нарушений, оказывающих или способных оказать негативное влияние на конкуренцию
на трансграничных рынках, т.е. на территориях двух и более
государств-членов (за исключением финансовых рынков). Это основной признак
для разграничения компетенций ЕЭК и уполномоченных органов государств –
членов ЕАЭС.
Договор о ЕАЭС устанавливает четкие критерии для каждого
вида запрета, предусмотренного Общими правилами конкуренции. ЕЭК призвана содействовать
пресечению случаев, когда эти правила нарушаются на трансграничных ранках.
Нарушения на рынках, не подпадающих под определение
трансграничности[4],
расследуются национальными антимонопольными органами самостоятельно или в сотрудничестве
друг с другом. В Договоре о ЕАЭС указаны формы взаимодействия как антимонопольных
органов государств-членов между собой,
так и ЕЭК с ними при осуществлении контроля за соблюдением Общих
правил конкуренции.
Запреты, установленные Договором о ЕАЭС и Модельным
законом «О защите конкуренции»[5],
эквивалентны требованиям российского Закона о защите конкуренции[6]и имеют небольшие отличия от запретов в других государствах –
членах Союза.
Ответственность за нарушения принципов и правил
конкуренции, предусмотренная Договором о ЕАЭС и идентичная российским
мерам ответственности для юридических лиц, установлена в форме штрафов.
Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей они более
строгие (до 150 тыс. российских рублей) по сравнению
с административными штрафами, закрепленными в КоАП РФ.
В настоящее время для осуществления полноценных
расследований создана достаточная нормативная база ЕЭК. Она включает в себя
документы (помимо перечисленных выше), принятые до вступления в силу
Договора о ЕАЭС. А именно:
- Порядок взаимодействия ЕЭК и уполномоченных органов
государств-членов[7];
- Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении
правил конкуренции[8];
- Порядок проведения расследования нарушений правил
конкуренции[9];
- Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции[10];
- Методику определения монопольно высоких и монопольно
низких цен[11];
- Методику оценки состояния конкуренции[12];
- Методику расчета и порядка наложения штрафов[13];
Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации
и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий
по контролю за соблюдением единых правил конкуренции[14].
ЕЭК относит к трансграничным следующие рынки: электрической
энергии, нефти и газа, угля, фармацевтической деятельности, международных
телекоммуникационных услуг (роуминга), международных авиа- и железнодорожных
перевозок, продовольственных товаров, минеральных удобрений и цемента.
Таким образом, на сегодня имеются все правовые
механизмы для того, чтобы ЕЭК начала реальные расследования, а также
определены приоритетные сегменты экономики, которые в первую очередь попадут
в ее поле зрения.
Мы будем информировать вас о практике ЕЭК по рассмотрению
антимонопольных дел, которая, несомненно, появится в ближайшем будущем.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
"Конкуренция и право"
[1] Подписан в г. Астане 29 мая
2014 г., ратифицирован Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ.
[2] Договор о присоединении
Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.
(подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.).
[3] Договор о присоединении
Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая
2014 г. (подписан в г. Москве 23 декабря 2014 г.).
[4] Решение Высшего Евразийского
экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 «Об утверждении
Критериев отнесения рынка к трансграничному».
[5] Решение Высшего Евразийского экономического
совета от 24 октября 2013 г. № 50.
[6] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции».
[7] Решение Совета ЕЭК от 23 ноября
2012 г. № 96.
[8] Решение Совета ЕЭК
от 23 ноября 2012 г. № 97.
[9] Решение Совета ЕЭК
от 23 ноября 2012 г. № 98.
[10] Решение Совета ЕЭК
от 23 ноября 2012 г. № 99.
[11] Решение Совета ЕЭК
от 17 декабря 2012 г. № 117.
[12] Решение Совета ЕЭК
от 30 января 2013 г. № 7.
[13] Решение Совета ЕЭК
от 17 декабря 2012 г. № 118.
[14] Подписано в г. Москве
12 ноября 2014 г.