Появление новых и развитие существующих технологий обусловливают
чрезвычайно быстрый рост и изменения на рынке телекоммуникационных
каналов связи (ТКС) как в России, так и во всем мире.
Эта отрасль отличается высокой степенью монополизации и сосредоточением
больших долей у весьма ограниченного круга основных игроков. При этом
телекоммуникационный рынок является комплексным и подразделяется на множество
сегментов в зависимости от их продуктовых границ.
ФАС России может определить продуктовые границы достаточно
широко – например, услуги связи в целом, но в большинстве
случаев исходит из конкретного типа предоставляемых операторами услуг.
Так, выделяются рынки подвижной и фиксированной радиотелефонной связи, широкополосного
доступа в Интернет и кабельного вещания и иные, на которых
обращаются услуги конечным пользователям.
Особо следует отметить сегмент интерконнекта. К нему
относятся рынки международного и национального роуминга – как
абонентского, так и операторского, а также различные рынки,
продуктовыми границами которых являются услуги, оказываемые операторами друг
другу для обеспечения своей деятельности: аренда каналов связи, предоставление
инфраструктуры и т.д.
Телекоммуникационные рынки характеризуются высокой концентрацией,
что серьезно влияет на число нарушений антимонопольного законодательства.
Всегда есть вероятность, что в действиях игроков будут обнаружены признаки
злоупотребления доминирующим положением. Причем компании могут допускать
антимонопольные нарушения как индивидуально, так и коллективно. Существует
большое количество дел, связанных с нарушениями субъектами рынка порядка ценообразования –
установлением разных тарифов:
- на услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного
вещания в одних географических границах (в рамках одного
муниципального образования);
- для разных групп абонентов или различной
абонентской платы в рамках одного тарифа в зависимости от места
жительства абонента.
Кроме того, положение сотовых операторов и иных
участников рынка позволяет им необоснованно завышать цены и тарифы на предоставляемые
услуги. Зачастую операторы связи имеют возможность навязывать абонентам те или иные
услуги или устанавливать для них невыгодные или дискриминационные
условия, например в части порядка и периодов оплаты. Разумеется, это
попадает в поле зрения антимонопольного органа.
Стоит оговориться, что особенности рыночной ситуации в сфере
ТКС создают предпосылки для нарушения операторами прав не только абонентов,
но и друг друга.
Ценовые вопросы всегда вызывают общественный резонанс, и услуги
связи как неотъемлемый элемент повседневной жизни и залог функционирования
многих социальных процессов не исключение. Одной из наиболее
животрепещущих проблем правового регулирования является ценообразование в области
роуминга. По данным антимонопольного органа, цены на эти услуги
существенно завышаются операторами, что позволяет им получать необоснованную
прибыль (до 87%).
В сентябре 2014 г. ФАС России приняла решение разработать
«дорожную карту» по снижению тарифов в роуминге, призванную
обеспечить здоровую конкуренцию в этой сфере. Основными принципами, на которые будет опираться этот документ, должны
стать эффективность конкурентной борьбы, взаимодействие антимонопольных органов
и участников рынка, отсутствие дискриминации абонентов и операторов.
По словам представителей антимонопольного ведомства,
мероприятия по реализации «дорожной карты» будут подразделены на две
стадии. Планируется, что сначала сотовые операторы по собственной
инициативе предпримут действия по снижению цен на услуги роуминга и обеспечению
здоровой конкуренции. Вторая стадия предусматривает активную разработку российскими
и зарубежными антимонопольными органами мер реагирования. Это может
выразиться как в проведении проверок и возбуждении дел о нарушении
антимонопольного законодательства, так и во введении прямого
тарифного регулирования. Последний вариант представляется экстремальным, и можно
предположить, что сотовые операторы, стараясь избежать такого исхода, пойдут
на сотрудничество с антимонопольной службой. Но совсем исключать
неблагоприятного для игроков рынка развития событий нельзя.
В свете реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной
картой», важное значение приобретает планируемое расширение полномочий
Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как предполагается, с 2015 г.
она сможет проводить расследования на трансграничных рынках и рассматривать
дела о нарушении единых правил конкуренции [1].
В результате ЕЭК получит высокую степень компетенции и в области
телекоммуникаций, в частности сможет рассматривать заявления о наличии
нарушения в области связи, проводить анализ договоров и других
соглашений между операторами, исследовать переписку сторон, тарифы, их
динамику. В рамках осуществления этих полномочий ЕЭК будет вправе также
запрашивать и получать информацию, в том числе конфиденциальную,
необходимую для принятия решений.
Таким образом, с начала следующего года антимонопольное
регулирование усилится: ЕЭК получит возможность контролировать состояние
конкуренции на трансграничных рынках, а ФАС России – на национальных.
Этот факт может существенно повлиять на телекоммуникационную сферу.
Как прогрессивно меняющийся и значимый для общества
сегмент экономики, сфера ТКС требует пристального внимания государства в целом
и антимонопольного ведомства в частности. Но хотелось бы
надеяться, что это не обернется избыточным регулированием и установлением
барьеров и жестких рамок, мешающих здоровому и естественному развитию
отрасли.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
"Конкуренция и право"
[1] Решение Высшего Евразийского
экономического совета от 24 декабря 2013 г. № 58 «О передаче
Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением
единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях
государств – членов Таможенного союза и Единого экономического
пространства».