Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Телеком: национальный и международный контроль
Телеком: национальный и международный контроль

Появление новых и развитие существующих технологий обусловливают чрезвычайно быстрый рост и изменения на рынке телекоммуникационных каналов связи (ТКС) как в России, так и во всем мире.

Эта отрасль отличается высокой степенью монополизации и сосредоточением больших долей у весьма ограниченного круга основных игроков. При этом телекоммуникационный рынок является комплексным и подразделяется на множество сегментов в зависимости от их продуктовых границ.

ФАС России может определить продуктовые границы достаточно широко – например, услуги связи в целом, но в большинстве случаев исходит из конкретного типа предоставляемых операторами услуг. Так, выделяются рынки подвижной и фиксированной радиотелефонной связи, широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания и иные, на которых обращаются услуги конечным пользователям.

Особо следует отметить сегмент интерконнекта. К нему относятся рынки международного и национального роуминга – как абонентского, так и операторского, а также различные рынки, продуктовыми границами которых являются услуги, оказываемые операторами друг другу для обеспечения своей деятельности: аренда каналов связи, предоставление инфраструктуры и т.д.

Телекоммуникационные рынки характеризуются высокой концентрацией, что серьезно влияет на число нарушений антимонопольного законодательства. Всегда есть вероятность, что в действиях игроков будут обнаружены признаки злоупотребления доминирующим положением. Причем компании могут допускать антимонопольные нарушения как индивидуально, так и коллективно. Существует большое количество дел, связанных с нарушениями субъектами рынка порядка ценообразования – установлением разных тарифов:

 

  • на услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания в одних географических границах (в рамках одного муниципального образования);
  • для разных групп абонентов или различной абонентской платы в рамках одного тарифа в зависимости от места жительства абонента.

 

Кроме того, положение сотовых операторов и иных участников рынка позволяет им необоснованно завышать цены и тарифы на предоставляемые услуги. Зачастую операторы связи имеют возможность навязывать абонентам те или иные услуги или устанавливать для них невыгодные или дискриминационные условия, например в части порядка и периодов оплаты. Разумеется, это попадает в поле зрения антимонопольного органа.

Стоит оговориться, что особенности рыночной ситуации в сфере ТКС создают предпосылки для нарушения операторами прав не только абонентов, но и друг друга.

Ценовые вопросы всегда вызывают общественный резонанс, и услуги связи как неотъемлемый элемент повседневной жизни и залог функционирования многих социальных процессов не исключение. Одной из наиболее животрепещущих проблем правового регулирования является ценообразование в области роуминга. По данным антимонопольного органа, цены на эти услуги существенно завышаются операторами, что позволяет им получать необоснованную прибыль (до 87%).

В сентябре 2014 г. ФАС России приняла решение разработать «дорожную карту» по снижению тарифов в роуминге, призванную обеспечить здоровую конкуренцию в этой сфере. Основными принципами, на которые будет опираться этот документ, должны стать эффективность конкурентной борьбы, взаимодействие антимонопольных органов и участников рынка, отсутствие дискриминации абонентов и операторов.

По словам представителей антимонопольного ведомства, мероприятия по реализации «дорожной карты» будут подразделены на две стадии. Планируется, что сначала сотовые операторы по собственной инициативе предпримут действия по снижению цен на услуги роуминга и обеспечению здоровой конкуренции. Вторая стадия предусматривает активную разработку российскими и зарубежными антимонопольными органами мер реагирования. Это может выразиться как в проведении проверок и возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и во введении прямого тарифного регулирования. Последний вариант представляется экстремальным, и можно предположить, что сотовые операторы, стараясь избежать такого исхода, пойдут на сотрудничество с антимонопольной службой. Но совсем исключать неблагоприятного для игроков рынка развития событий нельзя.

В свете реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», важное значение приобретает планируемое расширение полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как предполагается, с 2015 г. она сможет проводить расследования на трансграничных рынках и рассматривать дела о нарушении единых правил конкуренции [1]. В результате ЕЭК получит высокую степень компетенции и в области телекоммуникаций, в частности сможет рассматривать заявления о наличии нарушения в области связи, проводить анализ договоров и других соглашений между операторами, исследовать переписку сторон, тарифы, их динамику. В рамках осуществления этих полномочий ЕЭК будет вправе также запрашивать и получать информацию, в том числе конфиденциальную, необходимую для принятия решений.

Таким образом, с начала следующего года антимонопольное регулирование усилится: ЕЭК получит возможность контролировать состояние конкуренции на трансграничных рынках, а ФАС России – на национальных. Этот факт может существенно повлиять на телекоммуникационную сферу.

Как прогрессивно меняющийся и значимый для общества сегмент экономики, сфера ТКС требует пристального внимания государства в целом и антимонопольного ведомства в частности. Но хотелось бы надеяться, что это не обернется избыточным регулированием и установлением барьеров и жестких рамок, мешающих здоровому и естественному развитию отрасли.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

"Конкуренция и право" 




[1] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 г. № 58 «О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».


19 ноября 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.