Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  «Тайная» инициатива ФАС
«Тайная» инициатива ФАС

В конце октября текущего года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительство РФ представило  проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 6 статьи 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект). Он возлагает  на антимонопольные органы «полный пакет» обязанностей и ответственности по работе, хранению и распространению сведений, составляющих налоговую тайну.   

 

Для публичного обсуждения законопроект был представлен ФАС России. Цель его разработки – не допустить разглашения сведений, представляющих собой налоговую тайну, работниками антимонопольного органа.

В качестве основания для создания законопроекта ФАС России называет необходимость устранения правовой неопределенности, которая возникает при хранении и доступе работников Службы к данным, содержащим налоговую тайну. Такие сведения антимонопольный орган может получить на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции [1], в соответствии с которой коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, а также физические лица обязаны представлять в антимонопольный орган информацию (в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).

Пунктом 6 ст. 102 НК РФ обязанности и ответственность «за связь с налоговой тайной» полностью возлагается на лиц, получающих сведения о налогоплательщике в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции. Передача информации происходит, когда государственные служащие и работники некоторых организаций подают в кадровые службы данные о доходах и имуществе. Законопроект добавляет в названную норму НК РФ также антимонопольное законодательство, но на этом все изменения и заканчиваются.

Уважаемый читатель, наверное, устал ждать, когда автор перейдет к изложению сути проблемы. Она сводится к вопросу: почему ФАС России ограничилась поправками в п. 6 ст. 102 НК РФ и не включила себя в установленный п. 1 этой статьи перечень организаций, к которым стекается налоговая тайна?

 

Как информация о налогоплательщике становится налоговой тайной 

До последнего времени у автора было устойчивое мнение, что в ст. 102 НК РФ определены органы и организации, которые имеют право получать информацию о налогоплательщике (налоговую тайну). Поэтому после первого ознакомления с текстом законопроекта появились вопросы.

Почему разработчики законопроекта не догадались включить антимонопольные органы в перечень п. 1 ст. 102 НК РФ?

Может быть, антимонопольная служба принципиально отличается от органов, упомянутых в этой норме?

В чем особенности положений п. 6 ст. 102 Кодекса?

Ситуация стала проясняться при внимательном прочтении п. 1 ст. 102 НК РФ: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений…»

Из представленной формулировки следует лишь то, что любая информация о налогоплательщике, полученная перечисленными органами, составляет налоговую тайну. В этом пункте не устанавливается запрет или иное ограничение для других органов и организаций получать такие сведения!

Перечисленным в названной норме НК РФ органам не дано специальных полномочий на получение информации, содержащей налоговую тайну, – на них возложены обязанности по соблюдению для нее специального режима, ее хранению и предоставлению. Полномочиями на получение сведений о налогоплательщике их наделяют иные правовые нормы НК РФ и специальных законов, устанавливающих компетенцию этих органов.

Получается, чтобы признать сведения налоговой тайной, достаточно двух критериев:

1) это информация о налогоплательщике;

2) она поступает в органы, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ.

Как представляется, этого явно недостаточно для определения четких грани, за которой полученные данные переходят в категорию налоговой тайны. Более того, в названой статье заложена мина под расширительное толкование закрепощенных в ней норм. Например, налоговую тайну составляют любые полученные сведения. А значит, сведения, еще не полученные соответствующими органами и организациями, нельзя отнести к налоговой тайне. Также текст п. 1 ст. 102 НК РФ не исключает толкования, при котором налоговой тайной будут считаться сведения, полученные всеми перечисленными в статье органами и организациями одновременно.

Необходимо отметить, что за несоблюдение режима налоговой тайны законодательством предусмотрены жесткие меры ответственности. Но при этом НК РФ предлагает довольно расплывчатые критерии отнесения информации к налоговой тайне и не запрещает любым другим органам получать данные, которые могут подпадать под эту категорию.

 

Кто налоговую тайну получает и кто за это отвечает 

Инициатива ФАС России заслуживает признания. Статьей 25 Закона о защите конкуренции Службе предоставлено право получать от участников регулируемых Законом отношений – не от налогоплательщиков – любую информацию, в том числе содержащую ограняемую законом тайну (включая налоговую). Антимонопольный орган мог бы спокойно оперировать сведениями, которые могут представлять собой налоговую тайну, без соблюдения необходимых требований, и ему за это ничего бы не было. Однако есть основания полагать, что кроме антимонопольных есть и другие органы, у которых имеется право получать информацию, но нет обязанности по соблюдению режима ее использования.

Теперь понятнее, почему Служба не вписалась в перечень организаций ст. 102 НК РФ. Во-первых, как уже отмечалось, упоминание в перечне не дает полномочий на получение и использование налоговой тайны, а во-вторых, антимонопольный орган существенно отличается от упомянутых в этой норме органов. Все перечисленные органы являлись или являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а антимонопольные органы таковыми никогда не были. Они работают в другой сфере правоотношений, поэтому к ним не может поступать информация от налогоплательщика. Сведения к ним поступают от субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите конкуренции.

Правда, среди этой информации может быть такая, которая одновременно представляет собой налоговую тайну. Именно для этого случая и вводятся поправки в п. 6 ст. 102 НК РФ. Режим налоговой тайны теперь распространяется и на данные, полученные антимонопольным органом в процессе его деятельности на основании законодательства о защите конкуренции и по формальным признакам относящиеся к сведениям, содержащим налоговую тайну.

Положения п. 6 ст. 102 НК РФ в настоящее время обязывают органы и организации, которые получают информацию о налогоплательщике в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, соблюдать специальный режим ее хранения и передачи. Сведения о налогоплательщике поступают в виде справок о доходе и имуществе от работников и служащих вне отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, включать такие органы и организации в число участников налоговых правоотношений, получающих данные о налогоплательщике, некорректно. Названная норма обязывает их соблюдать режим налоговой тайны для информации, полученной в рамках иного (неналогового) законодательства.

Наверное, налогоплательщикам были бы спокойнее, если бы в п. 6 ст. 102 НК РФ речь шла обо всех случаях получения информации о них, а не только в рамках законодательства о противодействии коррупции и защите конкуренции. Но это, видимо, уже другая история, как и вопрос о соотношении перечня, предусмотренного п. 1 ст. 102 НК РФ, с перечнем участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9 Кодекса).

На сегодня из государственных органов в списке участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, остались только налоговые и таможенные. В связи с этим может возникнуть еще один вопрос: нет ли законодательного противоречия в том, что информация, поступающая в органы внутренних дел, следственные органы и органы государственного внебюджетного фонда, признается налоговой тайной?

На наш взгляд, такое противоречие будет существовать до тех пор, пока закон не даст четкого определения правового статуса участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Эдуард Цыганков,

член Российской ассоциации

налогового права (Москва),

кандидат юридических наук



[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


10 ноября 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.