В конце октября текущего года в Государственную Думу
Федерального Собрания РФ Правительство РФ представило проект федерального закона «О внесении
изменений в пункт 6 статьи 102 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации» (далее – законопроект). Он возлагает
на антимонопольные органы «полный пакет» обязанностей и ответственности
по работе, хранению и распространению сведений, составляющих налоговую
тайну.
Для публичного обсуждения законопроект был представлен ФАС России.
Цель его разработки – не допустить разглашения сведений,
представляющих собой налоговую тайну, работниками антимонопольного органа.
В качестве основания для создания законопроекта
ФАС России называет необходимость устранения правовой неопределенности, которая
возникает при хранении и доступе работников Службы к данным,
содержащим налоговую тайну. Такие сведения антимонопольный орган может получить
на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции [1], в соответствии
с которой коммерческие и некоммерческие организации, органы
государственной власти и местного самоуправления, а также физические
лица обязаны представлять в антимонопольный орган информацию (в том
числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
Пунктом 6 ст. 102 НК РФ обязанности и ответственность
«за связь с налоговой тайной» полностью возлагается на лиц,
получающих сведения о налогоплательщике в соответствии с законодательством РФ
о противодействии коррупции. Передача информации происходит, когда
государственные служащие и работники некоторых организаций подают в кадровые
службы данные о доходах и имуществе. Законопроект добавляет в названную
норму НК РФ также антимонопольное законодательство, но на этом все
изменения и заканчиваются.
Уважаемый читатель, наверное, устал ждать, когда автор
перейдет к изложению сути проблемы. Она сводится к вопросу: почему
ФАС России ограничилась поправками в п. 6 ст. 102 НК РФ
и не включила себя в установленный п. 1 этой статьи перечень
организаций, к которым стекается налоговая тайна?
Как информация о налогоплательщике становится налоговой
тайной
До последнего времени у автора было устойчивое
мнение, что в ст. 102 НК РФ определены органы и организации,
которые имеют право получать информацию о налогоплательщике (налоговую
тайну). Поэтому после первого ознакомления с текстом законопроекта появились
вопросы.
Почему разработчики законопроекта не догадались
включить антимонопольные органы в перечень п. 1 ст. 102
НК РФ?
Может быть, антимонопольная служба принципиально отличается от органов,
упомянутых в этой норме?
В чем особенности положений п. 6 ст. 102 Кодекса?
Ситуация стала проясняться при внимательном прочтении п. 1
ст. 102 НК РФ: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым
органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом
государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике,
за исключением сведений…»
Из представленной формулировки следует лишь то, что любая
информация о налогоплательщике, полученная перечисленными органами,
составляет налоговую тайну. В этом пункте не устанавливается запрет
или иное ограничение для других органов и организаций получать такие
сведения!
Перечисленным в названной норме НК РФ органам не дано
специальных полномочий на получение информации, содержащей налоговую
тайну, – на них возложены обязанности по соблюдению для нее
специального режима, ее хранению и предоставлению. Полномочиями на получение
сведений о налогоплательщике их наделяют иные правовые нормы НК РФ и специальных
законов, устанавливающих компетенцию этих органов.
Получается, чтобы признать сведения налоговой тайной, достаточно
двух критериев:
1) это информация о налогоплательщике;
2) она поступает в органы, перечисленные в п. 1
ст. 102 НК РФ.
Как представляется, этого явно недостаточно для определения
четких грани, за которой полученные данные переходят в категорию
налоговой тайны. Более того, в названой статье заложена мина под расширительное
толкование закрепощенных в ней норм. Например, налоговую тайну составляют
любые полученные сведения. А значит, сведения, еще не полученные
соответствующими органами и организациями, нельзя отнести к налоговой
тайне. Также текст п. 1 ст. 102 НК РФ не исключает
толкования, при котором налоговой тайной будут считаться сведения,
полученные всеми перечисленными в статье органами и организациями одновременно.
Необходимо отметить, что за несоблюдение режима
налоговой тайны законодательством предусмотрены жесткие меры ответственности. Но при этом
НК РФ предлагает довольно расплывчатые критерии
отнесения информации к налоговой тайне и не запрещает любым
другим органам получать данные, которые могут подпадать под эту категорию.
Кто налоговую тайну получает и кто за это отвечает
Инициатива ФАС России заслуживает признания. Статьей 25
Закона о защите конкуренции Службе предоставлено право получать от участников
регулируемых Законом отношений – не от налогоплательщиков –
любую информацию, в том числе содержащую ограняемую законом тайну (включая
налоговую). Антимонопольный орган мог бы спокойно оперировать сведениями,
которые могут представлять собой налоговую тайну, без соблюдения необходимых
требований, и ему за это ничего бы не было. Однако есть
основания полагать, что кроме антимонопольных есть и другие органы, у которых
имеется право получать информацию, но нет обязанности по соблюдению режима
ее использования.
Теперь понятнее, почему Служба не вписалась в перечень
организаций ст. 102 НК РФ. Во-первых, как уже отмечалось, упоминание
в перечне не дает полномочий на получение и использование
налоговой тайны, а во-вторых, антимонопольный орган существенно отличается
от упомянутых в этой норме органов. Все перечисленные органы являлись
или являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах
и сборах, а антимонопольные органы таковыми никогда не были. Они
работают в другой сфере правоотношений, поэтому к ним не может
поступать информация от налогоплательщика. Сведения к ним поступают
от субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите конкуренции.
Правда, среди этой информации может быть такая, которая
одновременно представляет собой налоговую тайну. Именно для этого случая и вводятся
поправки в п. 6 ст. 102 НК РФ. Режим налоговой тайны теперь
распространяется и на данные, полученные антимонопольным органом в процессе
его деятельности на основании законодательства о защите конкуренции и по формальным
признакам относящиеся к сведениям, содержащим налоговую тайну.
Положения п. 6 ст. 102 НК РФ в настоящее
время обязывают органы и организации, которые получают информацию о налогоплательщике
в соответствии с законодательством РФ
о противодействии коррупции, соблюдать специальный режим ее хранения и передачи.
Сведения о налогоплательщике поступают в виде справок о доходе и имуществе
от работников и служащих вне отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах. Следовательно, включать такие
органы и организации в число участников налоговых правоотношений, получающих
данные о налогоплательщике, некорректно. Названная норма обязывает их
соблюдать режим налоговой тайны для информации, полученной в рамках
иного (неналогового) законодательства.
Наверное, налогоплательщикам были бы спокойнее, если бы в п. 6
ст. 102 НК РФ речь шла обо всех случаях получения информации о них,
а не только в рамках законодательства о противодействии
коррупции и защите конкуренции. Но это, видимо, уже другая история,
как и вопрос о соотношении перечня, предусмотренного п. 1 ст. 102
НК РФ, с перечнем участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах (ст. 9 Кодекса).
На сегодня из государственных органов в списке
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
остались только налоговые и таможенные. В связи с этим может
возникнуть еще один вопрос: нет ли законодательного противоречия в том,
что информация, поступающая в органы внутренних дел, следственные органы и органы
государственного внебюджетного фонда, признается налоговой тайной?
На наш взгляд, такое противоречие будет существовать
до тех пор, пока закон не даст четкого определения правового статуса
участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Эдуард Цыганков,
член Российской ассоциации
налогового права (Москва),
кандидат юридических наук
[1] Федеральный закон
от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».