Окончательная точка в споре пока не поставлена:
компания «Аргус-Спектр» подала надзорную жалобу на решение
ВАС РФ. Основания жалобы мне пока неизвестны, но догадываюсь, что речь
пойдет об уклонении Суда от рассмотрения доводов о содержательном
несоответствии Рекомендаций Закону о защите конкуренции. Впрочем, шанс на удовлетворение
жалобы очень невелик: ведь и раньше не более 2% жалоб достигали
Президиума ВАС РФ, а в новом ВС РФ горлышко станет еще уже. К тому же
мало добиться передачи дела в надзор – нужно еще, чтобы жалоба была
удовлетворена.
Тот факт, что Суд признал Рекомендации недействующими по формальным
основаниям (антимонопольная служба, по его мнению, не имела
полномочий дополнять закон) и не стал исследовать вопрос об их
содержании, был вполне ожидаемым. В недавно принятом Постановлении Пленума
ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 58 об оспаривании
нормативных актов говорится: «Если арбитражный суд придет к выводу, что
оспариваемый акт принят органом (должностным лицом) с нарушением
полномочий на издание таких актов, он вправе принять решение о признании
акта недействующим без исследования иных обстоятельств по делу, в том
числе без проверки содержания оспариваемого акта». Коллегия судей ВАС РФ
именно так и поступила. Другое дело, что ей следовало бы в тексте
своего решения сослаться на эту позицию Президиума. Можно также поднять
вопрос о том, не должна ли была коллегия мотивировать свой отказ
от проверки содержания оспариваемого акта – ведь в постановлении
Пленума сказано, что суд вправе воздержаться от проверки, но не обязан.
Однако в нашей традиции суды всегда могут мотивировать подобный отказ
различными общими рассуждениями (о соответствии целям эффективного
правосудия и т.п.), так что по большому счету формальная мотивировка
ничего не прояснила бы.
Что же получается в итоге? Я вижу три последствия
принятого решения:
- во-первых, отныне ФАС России придется
выводить право на внезапные проверки без возбуждения дела
непосредственно из Закона о защите конкуренции, что далеко не так
просто: при внимательном чтении ст. 39 Закона становится ясно, что
законодатель не собирался давать антимонопольной службе такое право;
- во-вторых, саму процедуру их проведения придется
как бы брать «из воздуха», потому что право ее устанавливать и тем
самым дополнять законодательное регулирование, как выясняется, у ФАС России
отсутствует, и потому просто переиздать Рекомендации, зарегистрировав их в Минюсте России,
она не может; все это делает позицию антимонопольщиков чрезвычайно шаткой;
- в-третьих, права пострадавших от «рейдов на рассвете»,
проводившихся на основании Рекомендаций, должны быть восстановлены:
необходимость такого восстановления вытекает как из самой логики
арбитражно-процессуального закона, так и из правовой позиции Суда,
выраженной, в частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ
от 29 сентября 2010 г.
№ 6171/10.
Все
это представляется весьма положительным результатом.
Александр Верещагин,
доктор права (Великобритания), магистр
европейского коммерческого права, генеральный директор ООО «Институт
прецедента»