6 мая 2014 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ
Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях
допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей
осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (Условия). Документ принят в развитие пункта 4 статьи 14
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(Закон № 44-ФЗ) о применении национального режима при осуществлении закупок.
Приказ вступает в силу 1 июня 2014 г. и действует до 31 декабря 2015 г.
Данные Условия не являются законодательной новеллой и в
целом не меняют существующую концепцию допуска иностранных товаров к закупкам,
сформированную в прошлые годы во время действия Федерального закона № 94-ФЗ.
Механизм предоставления преференций остался практически неизменным. Так, при
осуществлении закупок товаров путем проведения конкурса, аукциона участникам
закупки, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров из
России и Белоруссии, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере
15% в порядке, предусмотренном Условиями.
Тем не менее, необходимо отметить следующие основные
особенности документа:
1. В число стран, на товары которых распространяются
преференции, помимо Российской Федерации и Республики Беларусь, теперь включена
Республика Казахстан.
2. Условиями закреплен расширенный перечень иностранных
товаров для целей допуска к закупкам, по сравнению с ранее действовавшим
Приказом Минэкономразвития России от 17 апреля 2013 г. № 211. Важным является
сохранение в перечне указания на фармацевтические препараты, медицинские
химические и лекарственные растительные продукты, медицинские изделия, включая
хирургическое оборудование и ортопедические приспособления.
3. Для нового способа определения поставщика – запроса
предложений – также предусмотрено предоставление преференций. Так, рассмотрение
и оценка заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений,
которые содержат предложения о поставке товаров, предусмотренных перечнем, из
указанных выше трех стран, по критерию «цена контракта» производятся с
применением к цене контракта, предложенной в заявках, понижающего 15-%
коэффициента.
4. Установлено, что в случае, если победителем аукциона в
заявке на участие в аукционе не декларировано соотношение долей товаров
российского (белорусского и (или) казахстанского) и иностранного происхождения,
то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при
обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
5. В случае если победитель аукциона признан уклонившимся от
заключения контракта, заказчик заключает контракт с участником такого аукциона,
который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта
или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене
контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона, с
предоставлением преференции в отношении цены контракта такого участника
аукциона.
6. Для критериев установления страны происхождения товара
по-прежнему существует отсылка к таможенному законодательству Таможенного
союза. Таким образом, страной происхождения товаров считается страна, в которой
товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке
(переработке) в соответствии с упомянутыми выше критериями.
В связи с нововведениями рекомендуем компаниям учесть
положения данного документа при разработке стратегии участия компании в
государственных закупках, оценить возможность использования предоставляемых
преференций.
Комментарий подготовлен
юристами компании «Пепеляев
Групп»