Идея о легализации параллельного импорта, по поводу которой
идет дискуссия не первый год, обретает реальные очертания. Антимонопольное
ведомство разработало законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского
кодекса Российской Федерации» (соответствующая информация размещена на едином
портале regulation.gov.ru), которым предусмотрена возможность поэтапного
введения международного режима исчерпания прав, исходя из окончательного срока
введения международного принципа с 1 января 2020 года.
В материалах к законопроекту его разработчики называют следующие
негативные стороны установленного ст.1487 ГК РФ национального принципа
исчерпания исключительных прав:
- намеренно (по желанию правообладателя) ограниченная
конкуренция между продавцами товара, маркированного товарным знаком
правообладателя, удорожание брендированного товара;
- долгий срок ожидания потребителем запасных частей и
расходных материалов, если брендированным товаром являются сложные технические
изделия;
- сужение возможности заказчиков как по выбору видов
оборудования и материалов различных производителей, так и по ценовым
предложениям.
В качестве решения проблемы предлагается легализовать параллельный импорт. При этом законопроект содержит ряд оговорок.
В целях защиты интересов инвесторов предусмотрено изъятие из установленного
международного принципа исчерпания прав для правообладателей, которые локализовали
производство аналогичных товаров на территории России. Кроме того, говорится в
сопроводительных документах к законопроекту, путем внесения изменений в
Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса
Российской Федерации» предусмотрена возможность поэтапного введения
международного режима исчерпания прав, окончательный же срок введения
международного принципа – с 1 января 2020 года. Правда, по отдельным рынкам и
категориям товаров, в отношении которых будет выявлена необходимость
первоочередного изменения режима исчерпания прав, постановлением Правительства
РФ может быть установлен более ранний срок.
Необходимость перехода к международному принципу исчерпания
прав обусловлена экономическими потребностями Российской Федерации: уровень
производства и технологического развития России не позволяет значительной части
граждан удовлетворить большинство потребностей за счет внутренних ресурсов,
объясняют авторы инициативы.