На рассмотрение Президиума
ВАС РФ передан спор между Минэкономразвития Самарской области и ФАС России о признании
недействительным решения антимонопольного органа. Дело зарегистрировано под номером А40-169152/2012.
Судами установлено, что
по договору, заключенному между ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и ООО
«АэроТрейдСервис» (далее – Общество, арендатор), последнему предоставлено в аренду
помещение для магазина беспошлинной торговли в здании аэровокзала сроком
на пять лет. В магазине на территории аэропорта арендатор продавал
алкогольную продукцию.
Минэкономразвития
Самарской области (далее – Министерство) провело плановую выездную проверку
соответствия деятельности арендатора лицензионным требованиям, установленным Законом
о государственном регулировании производства и оборота алкогольной
продукции. По ее результатам арендатору выдано предписание, согласно
которому при заполнении деклараций нарушен порядок их представления: в
частности, не внесены регистрационный номер производителя, дата выдачи
лицензии, сведения об остатках и обороте алкогольной продукции. В акте
проверки были отмечены и такие нарушения, как непредставление документов на право
пользования помещением, отсутствие сопроводительных документов на алкогольную
продукцию, незаконная перепланировка и т. д.
С учетом нарушений
Министерство выдало предписание о необходимости представления
соответствующих документов и приостановило действие лицензии Общества на полгода
до устранения выявленных нарушений.
Арендатор обратился в антимонопольную
службу. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган
признал Министерство нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите
конкуренции в части издания им приказа, что привело к препятствованию
осуществления деятельности хозсубъекта и ограничению конкуренции на рынке
розничной продажи алкогольных напитков на территории аэропорта Курумоч.
Антимонопольный орган
установил, что документы о праве аренды были представлены, кроме того,
арендатору поступило уведомление от арендодателя о досрочном
расторжении договора по инициативе аэропорта, который затем объявил тендер
на право заключения договора аренды для размещения и эксплуатации магазина.
Победителем было признано другое юридическое лицо.
С учетом
изложенного антимонопольный орган сделал вывод, что необоснованное
приостановление лицензии Общества препятствовало осуществлению деятельности
данным хозсубъектом, повлекло возникновение убытков, в том числе упущенной
выгоды.
Не согласившись с этим
решением, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный
суд г. Москвы и 9 ААС в удовлетворении заявленного требования
отказали. ФАС Московского округа решения нижестоящих инстанций отменил, решение
антимонопольного органа признал незаконным. ФАС России обратилась в надзор.
Изучив материалы дела, коллегия судей нашла основания для передачи дела в Президиум
ВАС РФ.
Отказывая в удовлетворении
заявленного требования, суды пришли к выводу о доказанности наличия в его
действиях нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, по мнению ФАС Московского
округа, Министерство было вправе приостанавливать действие лицензий арендатора
при наличии к тому достаточных оснований.
Суд кассационной
инстанции отметил отсутствие угрозы конкуренции на рынке розничной
торговли в зоне аэропорта. Рынок с единственным магазином не предполагает
какой-либо конкуренции.
Президиум ВАС РФ по данному делу постановление ФАС МО отменил, оставив в силе решение нижестоящих инстанций.
Международный аэропорт Курумоч – крупнейший и наиболее
перспективный аэропорт Поволжья, входит в десятку лидирующих российских аэропортов.
Связан воздушными линиями практически со всеми регионами Российской
Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Курумоч – многопрофильное предприятие, объединяющее около 50 служб,
работа которых нацелена на выполнение основной функции аэропорта:
предоставление услуг по обслуживанию авиакомпаний, пассажиров, багажа,
грузов и почты.
Журнал «Конкуренция и
право»