Действующее законодательство предусматривает широкий перечень способов административно-правового воздействия на нарушителей антимонопольного законодательства. При этом на данный момент руководство Федеральной антимонопольной службы полагает, что одним из наиболее действенных методов карательного и превентивного характера является привлечение к административной ответственности должностных лиц. В то же время данный административно-правовой институт сейчас недостаточно проработан, правоприменительная практика по указанному вопросу находится в стадии формирования.
Должностное лицо как субъект административной ответственности
Статья 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусматривает, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица хозяйствующего субъекта несут предусмотренную законодательством ответственность наряду с иными должностными лицами, организациями и физическими лицами. Сразу следует отметить, что оговорка о возможности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства физического лица представляется излишней, поскольку вне взаимосвязи с исполнением каких-либо должностных обязанностей, не являясь индивидуальным предпринимателем, физическое лицо неспособно каким-либо образом оказать влияние на конкурентные отношения. Персонификация ответственности за нарушение антимонопольного законодательства возможна только в отношении должностного лица как субъекта, обладающего определенным набором должностных (служебных) обязанностей.
Касательно привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства юридических лиц правоприменительную практику в этом аспекте можно считать относительно устоявшейся. В то же время институт привлечения к административной ответственности за данные правонарушения должностных лиц является недостаточно проработанным на практике.
Административная ответственность должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства установлена в шести статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При этом санкции этих статей предполагают административные наказания для должностных лиц в виде штрафа от 5 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В этой связи представляется важным с правовой точки зрения определить, кто является субъектом ответственности в случае, если речь идет о нарушении антимонопольного законодательства со стороны должностного лица.
Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности закреплено в ст. 2.4 КоАП РФ, которая связывает возможность привлечения его к административной ответственности с наличием следующего обстоятельства: неисполнением либо ненадлежащим исполнением лицом своих служебных обязанностей.
Примечание к указанной статье расшифровывает содержание понятия должностного лица, устанавливая, что под таковым следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции [1] в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Здесь же следует уточнение, что руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов юридических лиц несут административную ответственность как должностные лица.
Следует отметить, что данное КоАП РФ определение должностного лица в большей степени разрешает вопросы, связанные с возможностью привлечения к административной ответственности представителей власти, а также руководителей (сотрудников) государственных или муниципальных органов. В силу своего публично-правового статуса данные лица вступают в административные отношения самостоятельно. Их деятельность и обязательства регламентированы действующими нормативно-правовыми актами.
В то же время нарушение антимонопольного законодательства, совершенное в рамках осуществления хозяйственной деятельности руководителями (работниками) хозяйствующих субъектов, имеет весьма существенную специфику.
Вячеслав Мартемьянов,
главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ»,
кандидат юридических наук
[1] Разъяснение по указанным функциям содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 6, 2012 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru